Положение об элективных курсах МБОУ «Большеатменская СОШ»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО                                            УТВЕРЖДЕНО

Общешкольным собранием обучающихся                        приказом

протокол от 24 октября  2019 года № 1                              МБОУ «Большеатменская  СОШ»

Общешкольным родительским собранием                      от 5 ноября  2019 года №136

протокол от 28 октября  2019 года № 1

Педагогическим советом     

протокол от 5 октября  2019 года №5

 

Положение

об элективных курсах     МБОУ «Большеатменская СОШ»

 

1.                      Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании:

·  Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·  Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 г.;

·  Приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

·  Письма Минобразования России от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

·  Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);

·  Устава МБОУ  «Большеатменская СОШ»   ;

·  нормативных актов МБОУ  «Большеатменская СОШ»   .

1.2. Положение определяет место элективных курсов в школьном учебном плане и учебном процессе и порядок организации и проведения элективных курсов.

1.3. Элективные учебные курсы – учебные предметы по выбору обучающихся IX - XI классов из компонента образовательного учреждения. Использование программ элективных курсов предполагает обязательное проведение следующих процедур:

·  обсуждение и согласование на школьных методических объединениях;

·  внутреннее рецензирование;

·  рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы;

·  утверждение директором школы. В ходе внутреннего рецензирования, которое проводят наиболее опытные и квалифицированные учителя школы, оцениваются:

·  степень новизны для обучающихся;

·  мотивирующий и развивающий потенциал программы;

·  здоровьесберегающие характеристики;

·  полнота содержания;

·  связность и систематичность изложенного материала;

·  соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля;

·  методы обучения;

·  система оценивания и зачета результатов освоения программы элективного курса;

·  реалистичность с точки зрения ресурсов;

·  формальная структура программы.

 Задачи, решаемые при ведении элективных курсов:

2.1. Создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору.

2.2. Подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

2.3. Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ.

2.4. Дифференциация содержания обучения школьников в соответствии с их интересами и возможностями.

2.5. Овладение содержанием предмета на повышенном уровне сложности, развитие высокого уровня мыслительных процессов у обучающихся, навыков рефлексии.

2.6. Повышение адаптивной способности выпускников школы к современным реалиям жизни.

2.7. Создание условий психолого-педагогической комфортности при обучении в школе; формирование у выпускников школы самооценки, адекватной личным способностям.

2.8. Содействие развитию у обучающихся отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.

2.9. Выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач.

2.10. Создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля.

 Функции элективных курсов:

В соответствии с целями и задачами элективные курсы в школе выполняют различные функции: 3.1. Изучение ключевых проблем современности.

3.2. «Профессиональная проба», ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности.

3.3. Ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности, формирование у обучающихся умений и навыков, способов деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность);

3.4. Дополнение и углубление базового предметного образования;

3.5. Дополнение и углубление обучения по профильным предметам.

3.6.  МБОУ «Большеатменская СОШ» принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов.

3.7. Набор элективных курсов для изучения определяется  по результатам проведенного анкетирования обучающиеся и их родителей (законных представителей).

 Типы элективных курсов

4.1. В  МБОУ «Большеатменская СОШ» проектируются элективные курсы:

·  Предметные элективные курсы - позволяют реализовать интерес учащегося к учебному предмету, определить готовность и развить способности к изучению данного предмета на повышенном уровне, подготовится к выбору профиля обучения.

·  Межпредметные элективные курсы - предполагают выход за рамки традиционных предметов, знакомят учащихся с комплексными задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, формируют общеучебные и общекультурные знания, умения и навыки; коммуникативные и социальные компетентности.

·  Ориентационные курсы - создают базу для ориентации учащихся в мире профессий и в специфике видов деятельности, присущей каждой из них; поддерживают мотивацию к тому или иному профилю, позволяют совершить профессиональные пробы и проектировать профессиональную карьеру.

·  Надпредметные:

·  обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения;

·  знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.

5.                      Программно-методическое обеспечение элективного курса

5.1. Формы, средства и методы обучения, используемые при преподавании элективных курсов, выбираются образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от решаемых целей и задач.

5.2. Программно-методическое обеспечение элективного курса включает в себя:

5.2.1. рабочую программу элективного курса;

5.2.2.информационно-содержательную основу реализуемого курса (справочную, научно- познавательную и др.);

5.2.3. систему творческих наработок учителя и творческих работ обучающихся и другие педагогические средства;

5.2.4. необходимое оборудование.

5.3. Программы курсов по выбору выходят за рамки традиционных учебных предметов, включают углубление отдельных тем, модульные курсы и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.

Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и методами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов.

Программа элективного курса должна удовлетворять следующим условиям:

·  учитывать особенности обучающихся, интересующихся различными профилями дальнейшего обучения;

·  знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, интересующих обучающихся;

·  опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;

·  нацеливать на подготовку к ГИА, олимпиадам;

·  уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация.

5.4. Учебно-дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя:

5.4.1. наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса;

5.4.2. оборудование для проведения экспериментов, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности и др. в соответствии с программой курса;

5.4.3. в качестве учебных пособий в преподавании элективных курсов используются пособия, рекомендованные МО РФ;

5.4.4. в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы учебные пособия по элективным, факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания;

5.4.5. в качестве программно-методического обеспечения могут быть использованы рабочие программы, разработанные учителями школы и прошедшие экспертизу в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету.

 Организация учебно-воспитательного процесса при реализации программ элективных курсов

6.1. Изучение элективных курсов предусматривается вариативной частью учебного плана школы. 6.2. Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется на добровольной основе, на основании личных заявлений учащихся одной параллели, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся.

6.3 Наполняемость групп для изучения элективных курсов устанавливается в соответствии с действующими нормативами (от 15 человек).

6.4. Ведение элективных курсов осуществляется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое составляется заместителем директора по учебно – воспитательной  работе.

6.5. Элективные курсы могут иметь различный объем: от 8 до 34 часов. Рекомендуемый объем элективных курсов 34 часа в год.

6.6. Руководитель элективного курса определяется приказом директора школы о назначении учебной нагрузки.

 Права и обязанности учащихся

7.1. Обучающийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов в объеме, определенном учебным планом.

7.2. Обучающийся обязан выполнить программы выбранных элективных курсов в объёме, определенном учебным планом.

7.3. Объём учебной нагрузки обучающегося в неделю не должен превышать максимально допустимый (согласно учебному плану).

 Ответственность учителей - предметников, преподающих элективные курсы

8.1. Учитель несёт ответственность за выполнение программы элективного курса: реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы.

8.2. Учитель несёт ответственность за ведение журнала, своевременность и правильность отчетов по элективному курсу.

8.3. Учитель отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение элективного курса учащимися, которые выбрали соответствующий курс.

9.                      Методы и формы обучения на элективных курсах

9.1. Ведущее место в обучении на элективных курсах принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность обучающихся.

9.2. Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, задачами развития и социализации личности.

9.3. Основными приоритетными методиками изучения элективных курсов являются:

·  междисциплинарная интеграция;

·  обучение на основе опыта и сотрудничества;

·  учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире;

·  интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);

·  личностно-деятельностный и субъективный подходы (большее внимание к личности обучающегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);

·  моделирование элементов профессиональной деятельности.

 Оценка результатов изучения элективных курсов

10.1. Балльное оценивание результатов изучения элективных курсов в 9 - 11 классах не производится, так как  на данные курсы распространяется безотметочная система.

Для оценивания учебных достижений обучающихся использовать дихотомическую систему («зачет - незачет»). Курс считаться зачтенным, если учащийся посетил не менее 65% занятий по этому курсу и (или) по окончании курса предоставил зачетную работу.

Зачетная работа может быть выполнена в форме контрольной, лабораторной, практической, презентационной работы, защиты проекта или в др. форме.

10.2. В электронном журнале в графе «ОТМЕТКА» никаких записей и знаков не ставится. Достижения обучающихся на элективных курсах заносятся в состав индивидуальной накопительной оценки – Портфолио.

10.3. Обучающимся, освоившим программу элективных курсов, в аттестате об основном общем и среднем общем образовании указывается название изученного курса без выставления отметок.

11.                  Делопроизводство и контроль

11.1 . Список обучающихся и прохождение программы элективного курса фиксируется учителем - предметником, ведущим данный элективный курс, в журнале.

11.2. Контроль исполнения учебного плана, качества образовательного процесса, посещаемость занятий элективных курсов, ведения журналов осуществляется заместителем директора школы по учебной работе в соответствии с должностными инструкциями.

12.                  Ведение документации

Заполнение журналов при проведении элективных курсов должно отвечать следующим требованиям:

·  в электронном журнале записаны все элективные курсы;

·  в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях;

·  журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

 Финансирование

13.1. Занятия по изучению элективных курсов для обучающихся являются бесплатными.

13.2.Оплата учителям, ведущим элективные курсы, осуществляется в соответствии с тарификацией (учебной нагрузкой).

 Контроль за проведением элективных курсов

14.1.Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель директора  МБОУ «Большеатменская СОШ» по плану внутришкольного контроля, утвержденному директором  МБОУ «Большеатменская СОШ».