Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеатменская средняя общеобразовательная школа» Красночетайского района Чувашской Республики разработана
· в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
· с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
Исполнители программы:
· педагогический коллектив школы;
· коллектив обучающихся школы;
· администрация школы;
· родители (законные представители) обучающихся школы;
· социальные партнеры школы.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и с учетом самоценности начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. Начальное общее образование может быть получено в МБОУ «Большеатменская СОШ» - организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в очной, очно-заочной или заочной форме; вне организациией, осуществляющую образовательную деятельность МБОУ «Большеатменская СОШ», в форме семейного образования и самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, данная программа используется с учетом специальных требований ФГОС НОО. Срок обучения данной категории детей определяется рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссией, согласием родителей (законных представителей) обучающихся и решением педагогического совета школы.
Образовательная программа начального общего образования реализуются МБОУ «Большеатменская СОШ» как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления тематических лагерных смен, создаваемых на базе МБОУ «Большеатменская СОШ».
Содержание Программы разработано с учетом этнокультурных особенностей Чувашской Республики. В учебный план включено изучение «Родного (чувашского) языка», «Литературного чтения на родном (чувашском) языке», «Литературного чтения на родном (русском) языке». Во внеурочной деятельности продолжается формирование чувства уважения и любви к своей малой родине, желания сохранять и беречь традиции чувашского народа.
Цель реализации Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Большеатменская СОШ»: обеспечение достижений обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
· обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования;
· формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
· обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
· обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
· создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
· достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
· создание условий для овладения обучающимися основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической и др.).
Основная образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ «Большеатменская СОШ» в соответствии с принципами государственной политики Российской Федерации в области образования, изложенными в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
· обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
·формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
· содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
• гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 28» г. Чебоксары предусматривает:
· достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
· выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
· организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
· участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
· использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.