ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Директор___________ А.М. Ейков Протокол № 2 от 21.11.2019 г. Приказ № от 21.11.2019 .
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большеатменская средняя общеобразовательная школа»
Красночетайского района Чувашской Республики
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (далее-Положение) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеатменская средняя общеобразовательная школа» Красночетайского района Чувашской Республики (далее - Школа) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учащиеся Школы имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
1.3.Настоящее Положение является локальным актом школы, регламентирующим порядок формирования и реализации индивидуальных учебных планов, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы.
1.4.Настоящее Положение утверждено с учётом мнения обучающихся, родительского комитета Школы.
1.5.Индивидуальный учебный план, в том числе ускоренного обучения (далее - ИУП) -учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
1.6.Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о возможностях, вариантах ИУП, установленных настоящим Положением, осуществляется на родительских собраниях классными руководителями и представителями администрации.
1.7.Ознакомление родителей (законных представителей), детей с настоящим Положением, том числе через информационные системы общего пользования (официальный сайт Школы), осуществляется при приеме детей в Школу.
1.8.Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы школы в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
1.9.Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся.
2. Категории обучающихся, для которых может быть предоставлено обучение по ИУП:
2.1. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для обучающихся:
- основного общего образования в рамках реализации предпрофильной подготовки и в порядке, установленном в соответствующем локальном акте Школы;
- с высокой степенью успешности в освоении программ (одаренным детям):
- детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). в т. ч. с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива в порядке, установленном в соответствующем локальном акте Школы;
- не ликвидировавшим в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования .
2.2.Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренно, может реализовываться для лиц способных освоить в полном объёме основную образовательную программу общего образования за более короткий срок.
2.3.Переход на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренно, осуществляется на добровольной основе на основании заявления родителя (законного представителя) учащегося с учётом мнения обучающегося.
2.4.Решение о переводе на обучение по индивидуальному плану, в том числе ускоренно, оформляется приказом директора Школы.
2.5. Если обучающийся по индивидуальному учебному плану не может продолжить по нему обучение по различным причинам, то он имеет право перевестись на обучение по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения.
3. Характеристические особенности индивидуального учебного плана
3.1.Индивидуальный учебный план проектируется в соответствии с требованием ФГОС.
3.2.Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана Школы и является приложением к учебному плану Школы на текущий учебный год.
3.3.ИУП принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом директора Школы, согласовывается с родительским комитетом.
3.4.При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план Школы.
Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год либо на иной срок, указанный в заявлении учащегося или его родителей (законных представителей) об обучении по индивидуальному учебному плану.
3.6.Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен со 2 класса.
3.7.Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и срок обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности.
3.8.При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3.9.Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду со Школой также могут участвовать организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения практических и лабораторных занятий и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
3.10.Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается методической поддержкой ШМО.
3.11.Индивидуальные учебные планы разрабатываются в соответствии со спецификой и возможностями Школы.
3.12.Школа может обращаться в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для получения методической помощи в разработке индивидуальных учебных планов .
3.13.Индивидуальные учебные планы начального общего, основного общего образования разрабатываются Школой с участием обучающихся и их родителей (законных представи-телей).
4. Организации обучения по индивидуальному учебному плану
4.1.Организация обучения по ИУП, в том числе ускоренного обучения осуществляется Школой, в которой обучается, данный ученик.
4.2.Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется:
-в 1- 11 классах - по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
4.3.Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) учащегося.
4.4.Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется решением Педагогического совета, приказом директора Школы.
4.5.Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая.
В заявлении должен быть указан срок, на который обучающихся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).
4.6.ИУП предполагает элементы самостоятельной учебной деятельности обучающегося за рамками учебных занятий, проводимых на базе Школы по классно-урочной системе.
В связи с этим несовершеннолетний обучающийся и его родители (законные представители) должны быть ознакомлены с той частью образовательной программы, которую им предстоит освоить в форме самообразования, что допускается как сочетание различных форм получения образования.
4.6. Обучающийся обязан выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.
При обучении по ИУП педагогические работники Школы не вправе требовать от обучающегося посещение ещё каких-либо учебных занятий, не предусмотренных ИУП.
4.7.Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года.
4.8.Промежуточные результаты выполнения ИУП отслеживаются и анализируются учителем.
4.9. Обучающемуся по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из учебного фонда Школы, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных, практических работ, продолжать обучение в Школе в порядке, определенным Школой и в её уставе.
4.10. С учётом желания, способностей обучающихся могут быть предоставлены свободные помещения для классно-урочных занятий, изучения отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».
4.11. Школа с учётом запросов родителей (законных представителей) и обучающегося определяет сроки и уровень реализации программ. Сроки освоения программ могут быть изменены.
5. Реализация основных образовательных программ по ИУП ускоренно
5.1.Желание обучаться по индивидуальному учебному плану ускоренно излагается после зачисления на освоение основной образовательной программы с полным сроком обучения путем подачи заявления на имя директора Школы.
5.2.Наименование дисциплин в индивидуальных учебных планах по ускоренным программам, их группировка по предметным областям, идентичны учебному плану Школы, рассчитанным на полный срок обучения.
6.Промежуточная и итоговая аттестация
6.1.Для объективной оценки знаний обучающихся по индивидуальным учебным планам на основе результатов текущего контроля знаний проводится промежуточная аттестация:
- по итогам учебного года - на основании четвертных отметок обучающихся во 2-9 классах.
6.2.Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот учебный план.
6.3.Порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным пла-нам определяются на основе Положения о системе оценок, формах, периодичности, порядке про-ведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, переводе в следующий класс.
6.4.Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным планам по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин, признаются академической задолженностью .
6.5. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно и обязаны ликвидировать академическую задолженность .
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые приказом по Школе, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.
6.7. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии.
6.8.Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией.
6.9.К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие индивидуальный учебный план .
6.10.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса, обучающихся по индивидуальным учебным планам, проводится Школой в общем порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
6.11.Выпускникам 9 класса, обучающимся по индивидуальным учебным планам и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, Школа выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.
6.12.Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
7.Требовании к индивидуальному учебному плану начального общего образовании
7.1.С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает:
-учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
-учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует).
7.2.Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности.
7.3.В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
7.4.По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики
Учебный план начального общего образования по ФГОС:
Предметные области |
Учебные предметы классы |
Количество часов в год |
Всего | ||||||
I |
II |
III |
IV | ||||||
Часть формируемая участниками образовательного процесса |
- |
102 |
102 |
85 |
289 | ||||
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
330 |
340 |
340 |
340 |
1350 | ||||
Предметные области |
Учебные предметы классы |
Количество часов в неделю |
Всего | |||
I |
II |
III |
IV | |||
Часть формируемая участниками образовательного процесса |
- |
3 |
3 |
2,5 |
8,5 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 | |
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 | |
Всего к финансированию |
30 |
35 |
35 |
35 |
135 |
7.5.Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
7.6.Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.
Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более 1 года.
7.7.Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии).
8.Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования
8.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать:
- увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные:
- организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся.
Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.
8.2. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
- русский язык и литература, родной (чувашский) язык и родная (чувашская) литература, иностранный (английский) язык, второй иностранный язык,
- общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
- математика и информатика (математика, информатика);
- естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
- технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Предметные области |
Количество часов в неделю | |||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
3,5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
21,5 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
172 |
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением |
8.3. В индивидуальный учебный план среднего общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы
- русский язык и литература, родная (чувашская ) литература, иностранный (английский) язык, второй иностранный язык,
- общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
- математика и информатика (математика, информатика);
- естественнонаучные предметы (физика, астрономия, биология, химия);
- технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю | ||
10 класс |
Естественно-научный |
11 класс |
Инженерно-технический 11класс |
Всего | |
Учебные предметы на базовом уровне | |||||
итого |
22 |
|
итого |
21 |
41 |
Учебные предметы на профильном уровне | |||||
Итого |
11 |
|
Итого |
12 |
23 |
Национально-региональный компонент | |||||
Родная (чувашская) литература |
2 |
|
Родная (чувашская) литература |
2 |
4 |
Итого |
2 |
|
Итого |
2 |
4 |
Компонент образовательного учреждения (элективные учебные предметы) | |||||
Итого |
2 |
|
Итого |
2 |
4 |
Всего |
37 |
|
Всего |
37 |
74 |
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
37 |
|
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
37 |
74 |
8.3.Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
8.4.Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет.
Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года.
9. Права и обязанности Школы и родителей (законных представителей)
9.1. Школа:
- проводит экспертизу учебных программ, осуществляет контроль за освоением образовательных программ учащимися, перешедшими на обучение по ИУП;
- организует обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом и расписанием занятий:
- обеспечивает своевременный подбор учителей:
- осуществляет контроль за своевременным проведением занятий, консультаций, посещением занятий обучающимися, ведением журнала учёта обучения по ИУП не реже 1 раза в четверть.
- предоставляет обучающимися на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке:
- обеспечивает получение обучающимися методической и консультативной помощи, необходимой для освоения общеобразовательных программ;
- предоставляет обучающимися возможность участвовать в олимпиадах, конкурсах и т.п.;
- осуществляет промежуточную и итоговую аттестации обучающимися.
9.2. При организации обучения по индивидуальному учебному планку школа должна иметь следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей) об организации индивидуального обучения, в том числе ускоренного обучения;
- расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) обучающегося и утверждённое директором Школы.
- решение Педагогического совета;
- приказ директора Школы о переводе на ИУП.
9.3.Родители (законные представители):
- способствуют освоению общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимся общеобразовательных программ.
- обеспечивают условия для занятий обучающихся на дому в соответствии с расписанием, и для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
- создают условия обучающимися для ликвидации академической задолженности и обеспечивают контроль за своевременностью её ликвидации в установленные Школой сроки с момента её образования.
Срок действия Положения - до внесения новых изменений.
Согласовано:
Протокол заседания родительского комитета от 12.09.2019 г. № 3
Протокол собрания обучающихся 8,9,11 классов от 18.09.2019 г. № 1