Аннотация к рабочей программе по ИСТОРИИ
5-9 классы
Рабочая программа по истории предназначена для обучающихся с 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Питеркинская средняя общеобразовательная школа» Красночетайского района Чувашской Республики. Содержание предмета выстроено с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, выполнения требований к уровню подготовки обучающихся, психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников.
Цели предмета:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории:
• формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• дать обучающимся знания об основных этапах развития человеческого общества ХХ века в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитать обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развивать способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Изучение истории в 5-8 классах осуществляется на основании требований ФГОС основного общего образования, преподавание истории в 9 классе происходит на основании ФК ГОС.
Рабочая программа по предмету история составлена на основе следующих документов:
1) Рабочая программа по курсу «История России» к линии учебников издательства «Русское слово» в 6-8 классах подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, Примерной основной образовательной программой и авторской программой под редакцией Л.Н.Алексашкиной, Н.И.Ворожейкиной «История России для 6-9 классов» (М.: «Русское слово»)
2) Рабочая программа по курсу «История России» в 9 классе составлена на основе ФК ГОС, Примерной программы основного общего образования и авторской программы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 класс» (М.: «Просвещение .)
3) Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» в 5 и 7-9 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «Всеобщая история. Рабочие программы» (М.: «Просвещение».)
4) Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» в 6 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией В.И.Уколовой, В.А. Ведюшкина, Д.Ю.Бовыкина «Всеобщая история. Рабочие программы» (М.: «Просвещение», стр.15-20)
Программа рассчитана на изучение истории:
в 5 классе - 2 часа в неделю - 68 часов в год: История Древнего мира – 68 часов.
в 6 классе – 2 часа в неделю - 68 часов в год: История средних веков – 34 часа, История России с древнейших времен до начала XVI века – 34 часа.
в 7 классе – 2 часа в неделю - 68 часов в год: История России XVII-XVIII в.в.– 40 часов, Новая история, 1500-1800гг – 28 часов.
в 8 классе – 2 часа в неделю - 68 часов в год: История России – 40 часов, Новая история 1800-1913 г.г. – 28 часов.
в 9 классе – 2 часа в неделю - 68 часов в год: История России XX-XXI век – 44 часа, Всеобщая история XX-XXI век – 24 часа.
Используемые учебники:
5 класс: 1) Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. - М.. «Просвещение».
6 класс: 1) Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков.- М.: «Просвещение».
2) Пчелов Е.В., Лукин П.В. /Под ред. Петрова Ю.А.История России с древнейших времен до начала XVI века 6 класс. - М.: «Русское слово», 2016.
7 класс: 1) Пчелов Е.В., Лукин П.В./ Под ред. Петрова Ю.А. История России XVI-XVII века. 7 класс. - М.: «Русское слово».
2) Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. 7 класс. - М.: «Просвещение», 2018.
8 класс: 1) Захаров В.Н., Пчелов Е.В. /Под ред. Петрова Ю.А.История России XVIII век. 8 класс. - М.: «Русское слово».
2) Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. /под ред. Искандерова/ . Всеобщая история. История Нового времени 1800. 8 класс. М.: «Просвещение», 2014
9 класс: 1) Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX — начало XXI века. Учебник. 9 класс. - М.: «Просвещение».
2) Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. /под редакцией Искандерова А.А./Всеобщая история. Новейшая история. 9класс. - М.: «Просвещение».
Предметные результаты освоения учебного предмета
· целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
· базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
· умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
· умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
· уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
· уместно использовать правила чувашского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни);
· знать хронологические рамки важнейших периодов истории Чувашии;
· знать образ жизни и занятия чувашей в разные исторические эпохи;
· знать важнейшие события в истории региона и республики;
· знать замечательных людей Чувашии;
· знать достижения искусства, науки и экономики современной Чувашии;
· знать международные связи Чувашии;
· рассказывать об основных занятиях жителей Чувашии в прошлом и настоящем;
· характеризовать различные группы населения Чувашии (профессиональные, религиозные, этнические);
· использовать карты и статистические материалы при подготовке проектов и учебно-исследовательских работ по истории и культуре Чувашии;
· устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями;
· обосновывать личное отношение к событиям и персонажам истории Чувашии.
История Древнего мира
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.)
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени. Россия в XVI – ХХ веках
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.