Исусство

 

Аннотация  к  рабочей  программе по  искусству  в  9  классе

Рабочая программа по искусству для 9 класса составлена в соответствии  Федеральным компонентом  государственного образовательного стандарта, основной образовательная программа школы, примерная программа по искусству Г.  П.  Сергеевой.

Цель — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации:

   актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

  воспитание художественного вкуса;

—приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

 

Классы

Наименование  курса

Наименование  УМК

9

Искусство

Искусство. 8-9 классы: учеб.для общеобразоват. организаций/ Г. П. Скргкква, И. Э. кашекова, Е. Д. Критская. -7-е изд. – М.: Просвещение

 

 

Программа по  искусству  рассчитана  в  9  классе  на  1  час  в  неделю.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Выпускник научится:

·                    характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

·                    раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

·                    создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

·                    создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

·                    определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

·                    создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

·                    создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

·                    умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

·                    выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

·                    владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

·                    распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

·                    характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

·                    различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

·                    различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

·                    находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

·                    различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

·                    называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

·                    классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

·                    объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

·                    композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

·                    создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

·                    простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

·                    навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

·                    изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

·                    создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

·                    строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

·                    характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

·                    передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

·                    творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

·                    выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

·                    рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

·                    применять перспективу в практической творческой работе;

·                    навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

·                    навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

·                    видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

·                    навыкам создания пейзажных зарисовок;

·                    различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

·                    пользоваться правилами работы на пленэре;

·                    использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

·                    навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

·                    различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

·                    определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

·                    пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

·                    различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

·                    различать и характеризовать виды портрета;

·                    понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

·                    пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

·                    видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

·                    видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

·                    использовать графические материалы в работе над портретом;

·                    использовать образные возможности освещения в портрете;

·                    пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

·                    называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

·                    навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

·                    навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

·                    навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

·                    рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

·                    приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

·                    характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

·                    объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

·                    изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

·                    узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

·                    перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

·                    характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

·                    узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

·                    характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

·                    рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

·                    называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

·                    творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

·                    творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

·                    творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

·                    представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

·                    называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

·                    узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

·                    характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

·                    рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

·                    описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

·                    творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

·                    анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

·                    культуре зрительского восприятия;

·                    характеризовать временные и пространственные искусства;

·                    понимать разницу между реальностью и художественным образом;

·                    представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

·                    опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

·                    собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

·                    представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

·                    опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

·                    систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

·                    распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

·                    понимать сочетание различных объемов в здании;

·                    понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

·                    иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

·                    понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

·                    различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

·                    характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

·                    понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

·                    осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

·                    применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

·                    применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

·                    создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

·                    создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

·                    получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

·                    приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

·                    характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

·                    понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

·                    называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

·                    понимать основы краткой истории костюма;

·                    характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

·                    применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

·                    использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

·                    отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

·                    использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

·                    узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

·                    различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

·                    различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

·                    узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

·                    характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

·                    раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

·                    работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

·                    различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

·                    создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

·                    работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

·                    сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

·                    рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

·                    ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

·                    использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

·                    выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

·                    характеризовать признаки и особенности московского барокко;

·                    создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

   чувствовать   гордость за  чувашскую культуру и искусство, своего народа;

   проявлять уважительное отношение к культуре и искусству других народов, проживающих на территории Чувашской Республики;

● понимать роли культуры и искусства в жизни чувашского народа;

● освоивать  способы поиска информации материалов о чувашской культуре;

 

● сформировать  первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни чувашского народа;

● сформировать основы художественной культуры на материале художественной культуры Чувашии;

● овладеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства чувашских мастеров;

● узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько произведений выдающихся чувашских художников;

● уметь обсуждать и анализировать произведения искусства выдающихся чувашских мастеров, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

● усваивать названия  основных художественных музеев Чувашской Республики;

● уметь характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы Чувашии;

● изображать в творческих работах особенностей художественной культуры народов, проживающих на территории Чувашской Республики, передача особенностей народных традиций;

● уметь эстетически, эмоционально воспринимать красоту зданий, домов, улиц, сохранивших на территории Чувашии исторический облик.

● усваивать  традиционные ценности чувашского народа;

● развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия чувашского народа;

● понимать роли культуры и искусства в жизни чувашского народа;

·                    смыслить чтение материалов по чувашской культуре;  

● знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов чувашей (древо жизни, небосвод, солнце и др.);

● знать несколько народных художественных промыслов чувашей;

● различать по стилистическим особенностям декоративное искусство чувашей;

● выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции чувашского народного искусства на основе ритмического повтора геометрических элементов;

● называть имена выдающихся чувашских художников;

● понимать особенности творчества выдающихся чувашских художников;

● знать жанровые виды тематической картины в изобразительном искусстве чувашей (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);

● называть наиболее значимые произведения на исторические и мифологические темы чувашских художников;

● получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала в Чувашии, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

●  конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме) в масштабах Чувашской Республики, муниципалитета, улицы;

·         знать отличительные особенности чувашского костюма верхних, средненизовых и низовых чувашей;

● быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения Чувашии 

 

Выпускник получит возможность научиться:

·                    активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

·                    владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

·                    различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

·                    выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

·                    понимать специфику изображения в полиграфии;

·                    различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

·                    различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

·                    проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

·                    создавать художественную композицию макета книги, журнала;

·                    называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

·                    называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

·                    называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

·                    называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

·                    называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

·                    понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

·                    активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

·                    определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

·                    использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

·                    называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

·                    создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

·                    узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

·                    узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

·                    осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

·                    применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

·                    понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

·                    характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

·                    создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

·                    работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

·                    использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

·                    характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

·                    получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

·                    использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

·                    понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

·                    понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

·                    называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

·                    различать особенности художественной фотографии;

·                    различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

·                    понимать изобразительную природу экранных искусств;

·                    характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

·                    различать понятия: игровой и документальный фильм;

·                    называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

·                    понимать основы искусства телевидения;

·                    понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

·                    применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

·                    применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

·                    добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

·                    использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

·                    применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

·                    пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

·                    понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

·                    применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

·                    применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

·                    использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

·                    применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

·                    смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

·                    использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

·                    реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.