Аннотация к рабочим программам по информатике в 7- 9 классах

Аннотация  к  рабочим программам по информатике  в 7- 9 классах

(основное общее образование)

 

     Программа учебного курса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-8 классы), в 9 классе – на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, в соответствии с основной образовательной программой школы, авторской программы по информатике И.Г.Семакина.  

В основной школе изучение информатики и ИКТ направле­но на достижение следующих целей и задач:

-формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —

таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

 -формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Для реализации данной программы используется учебно – методический комплект

 

Классы

Наименование курса

Наименование УМК

7

Информатика

Информатики и ИКТ: учебник для 8 класса/ И.Г.Семакин, Л.А. Залогова,С.В.Русаков, Л.В.Шестакова- 6-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний.

8

Информатика и ИКТ

Информатики и ИКТ: учебник для 8 класса/ И.Г.Семакин, Л.А. Залогова,С.В.Русаков, Л.В.Шестакова- 7-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний.

9

Информатика и ИКТ

Информатики и ИКТ: учебник для 9 класса/ И.Г.Семакин, Л.А. Залогова,С.В.Русаков, Л.В.Шестакова М.:БИНОМ. Лаборатория знаний.

 

Программа  по  информатике рассчитана в 7 классе  на 1 час в неделю

в 8 классе на 1 час в неделю

в 9 классе на 2 часа в неделю

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Введение. Информация и информационные процессы

Выпускник научится:

          различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;

          различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;

          раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

          приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

          классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

          узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

          определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

          узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

          узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

          осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;

          узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Математические основы информатики

Выпускник научится:

          описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

          кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

          оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

          определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

          определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

          записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

          записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

          определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

          использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

          описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

          познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

          использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность:

          познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

          узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

          познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;

          познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;

          ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов); 

          узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

          составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;

          выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы,  с помощью формальных языков и др.);

          определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

          определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

          использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

          выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

          составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде          программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

          использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

          анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

          использовать логические значения, операции и выражения с ними;

          записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

          познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

          создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

          познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

          познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

          познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

          классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

          выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

          разбираться в иерархической структуре файловой системы;

          осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

          использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

          использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

          анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

          проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

          навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

          различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

          приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

          основами соблюдения норм информационной этики и права;

          познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

          узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

          узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

          практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

          познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

          познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;

          познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

          узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

          узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

          получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

          познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

          получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.