Аннотация к учебному предмету «Изобразительное искусство» в 5-7 классах
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по изобразительному искусству.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
– развитие художественно-творческой активности школьников;
– воспитание у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве. освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические, национальные и региональные особенности
Задачи курса
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- познакомиться с произведениями живописи, графики, скульптуры брянских художников;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект
Классы |
Наименование курса |
Наименование УМК |
5 |
Изобразительное искусство |
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение» |
6 |
Изобразительное искусство |
Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение. |
7 |
Изобразительное искусство |
А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение». |
Место предмета в учебном плане
Программа по изобразительному искусству рассчитана:
в 5 классе – 1 час в неделю – 34 часов
в 6 классе – 1 час в неделю – 34 часов
в 7 классе – 1час в неделю - 34 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
· характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
· раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
· создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
· создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
· определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
· создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
· создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
· умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
· выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
· владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
· распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
· характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
· различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
· различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
· находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
· различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
· называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
· классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
· объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
· композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
· создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
· простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
· навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
· изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
· создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
· строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
· характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
· передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
· творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
· выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
· рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
· применять перспективу в практической творческой работе;
· навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
· навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
· видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
· навыкам создания пейзажных зарисовок;
· различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
· пользоваться правилами работы на пленэре;
· использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
· навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
· различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
· определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
· пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
· различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
· различать и характеризовать виды портрета;
· понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
· пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
· видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
· видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
· использовать графические материалы в работе над портретом;
· использовать образные возможности освещения в портрете;
· пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
· называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
· навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
· навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
· навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
· рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
· приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
· характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
· объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
· изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
· узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
· перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
· характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
· узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
· характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
· рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
· называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
· творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
· творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
· творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
· представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
· называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
· узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
· характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
· рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
· описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
· творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
· анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
· культуре зрительского восприятия;
· характеризовать временные и пространственные искусства;
· понимать разницу между реальностью и художественным образом;
· представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
· опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
· собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
· представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
· опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
· систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
· распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
· понимать сочетание различных объемов в здании;
· понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
· иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
· понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
· различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
· характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
· понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
· осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
· применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
· применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
· создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
· создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
· получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
· приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
· характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
· понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
· называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
· понимать основы краткой истории костюма;
· характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
· применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
· использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
· отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
· использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
· узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
· различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
· различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
· узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
· характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
· раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
· работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
· различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
· работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
· сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
· рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
· ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
· использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
· выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
· характеризовать признаки и особенности московского барокко;
· создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
● чувствовать гордость за чувашскую культуру и искусство, своего народа;
● проявлять уважительное отношение к культуре и искусству других народов, проживающих на территории Чувашской Республики;
● понимать роли культуры и искусства в жизни чувашского народа;
● освоивать способы поиска информации материалов о чувашской культуре;
● сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни чувашского народа;
● сформировать основы художественной культуры на материале художественной культуры Чувашии;
● овладеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства чувашских мастеров;
● узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько произведений выдающихся чувашских художников;
● уметь обсуждать и анализировать произведения искусства выдающихся чувашских мастеров, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
● усваивать названия основных художественных музеев Чувашской Республики;
● уметь характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы Чувашии;
● изображать в творческих работах особенностей художественной культуры народов, проживающих на территории Чувашской Республики, передача особенностей народных традиций;
● уметь эстетически, эмоционально воспринимать красоту зданий, домов, улиц, сохранивших на территории Чувашии исторический облик.
● усваивать традиционные ценности чувашского народа;
● развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия чувашского народа;
● понимать роли культуры и искусства в жизни чувашского народа;
· смыслить чтение материалов по чувашской культуре;
● знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов чувашей (древо жизни, небосвод, солнце и др.);
● знать несколько народных художественных промыслов чувашей;
● различать по стилистическим особенностям декоративное искусство чувашей;
● выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции чувашского народного искусства на основе ритмического повтора геометрических элементов;
● называть имена выдающихся чувашских художников;
● понимать особенности творчества выдающихся чувашских художников;
● знать жанровые виды тематической картины в изобразительном искусстве чувашей (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
● называть наиболее значимые произведения на исторические и мифологические темы чувашских художников;
● получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала в Чувашии, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
● конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме) в масштабах Чувашской Республики, муниципалитета, улицы;
· знать отличительные особенности чувашского костюма верхних, средненизовых и низовых чувашей;
● быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения Чувашии
Выпускник получит возможность научиться:
· активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
· владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
· выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
· понимать специфику изображения в полиграфии;
· различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
· различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
· проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
· создавать художественную композицию макета книги, журнала;
· называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
· называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
· называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
· называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
· называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
· понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
· активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
· определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
· использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
· называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
· создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
· узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
· узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
· осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
· применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
· понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
· характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
· работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
· использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
· характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
· получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
· использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
· понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
· понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
· называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
· различать особенности художественной фотографии;
· различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
· понимать изобразительную природу экранных искусств;
· характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
· различать понятия: игровой и документальный фильм;
· называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
· понимать основы искусства телевидения;
· понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
· применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
· применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
· добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
· использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
· применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
· пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
· понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
· применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
· применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
· использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
· применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
· смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
· использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
· реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.