Биология

Аннотация к рабочим программам по биологии в 5-9 классах (основное общее образование).

 

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на:

- формирование  знаний основных   принципов и правил  отношения к живой  природе,  основ  здорового  образа  жизни и здоровье-сберегающих  технологий;

-  формирование  личностных  представлений  о ценности  природы, осознание  значимости  и общности  глобальных проблем  человечества;

- формирование  экологической  культуры на  основе признания  ценности  жизни  во  всех  её   проявлениях и  необходимости  ответственного, бережного  отношения к окружающей  среде.

 

Рабочая программа учебного предмета биологии составлена   в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы по биологии основного общего образования и авторской программы коллектива под руководством И.Н. Сонина.

Цели обучения:

 овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи изучения биологии в основной школе:

- сформировать современные представления об окружающем материальном мире,

 - научить наблюдать и анализировать природные явления,

- выдвигать гипотезы для их объяснения,

- проводить биологические исследования,

- анализировать результаты и практически применять их в повседневной жизни.

- Сформировать в сознании учащихся современную научную картину мира, используя основные биологические законы и явления.

 

Структура документа

Программа включает три раздела:

 Ø пояснительную записку;

 Ø основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий;

Ø требования к уровню подготовки выпускников.

 

Классы

Наименование курса

Наименование УМК

5

Биология Введение в биологию.

Сонин Н.И.  Плешаков А.А.Биология. Введение в биологию. 5 класс Дрофа

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

6

Биология Живой организм»

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник – М.: Дрофа, Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

7

Биология

Биология. «Многообразие живых организмов» В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Учебник - М.: Дрофа Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

8

Биология

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Человек

учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, «Дрофа»

9

Биология

И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова, Биология, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений,  «Вентана –Граф».

 

Программа по биологии рассчитана:

 

5 классе 1 час в неделю

6 класс- 1 час в неделю

7 класс- 1 час в неделю

8 класс- 2 часа в неделю

9 класс- 2 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;

- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;

- ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

- выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

- выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

-выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

         Выпускник получит возможность научиться:

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

-аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

- знать  биологическое разнообразие природы Чувашской Республики;

- знать  современное состояние здоровья населения Чувашской Республики;

- знать   экологические проблемы Чувашской Республики и рациональное природопользование;

- знать  особенности строения основных систематических групп: лишайников, грибов, растений своего региона;

 - знать  особенности  строения и образа жизни основных групп беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих на территории ЧР;

- знать  важнейшие сорта и пород сельскохозяйственных растений и животных, районированных и разводимых в Чувашии;

- знать  важнейших вредителей и паразитов растений, животных, человека, встречающихся в Чувашии, меры профилактики и борьбы с ними;

- знать  местные виды редких и исчезающих растений и животных, меры по их охране;

- знать  важнейшие группы  лекарственных растений, произрастающих на территории Чувашии;

- знать  особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального, регионального и локального уровня на территории ЧР;

- знать  основные группы заболеваний населения, имеющих этнические и природные особенности их возникновения;

- знать  основные продукты питания жителей республики;

- знать  особенности местного антропогенного воздействия на окружающую среду;

- уметь  определять видовую принадлежность представителей местной флоры и фауны к определенной систематической группе;

- уметь  распознавать на таблицах, рисунках, коллекциях, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных, характерные для территории ЧР;

- знать  местные традиции и обряды, связанные с охраной животного и растительного мира Чувашии;

- знать  и  соблюдать  правила выращивания культурных растений и ухода за домашними животными с учетом местных условий;

- овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы, памятники природы ЧР.

Выпускник получит возможность научиться:

- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

-умение  самостоятельно  определять  цели  своего обучения, ставить  и формулировать  для  себя  новые задачи  в учёбе  и познавательной  деятельности, развивать  мотивы и интересы  своей   познавательной  деятельности;

-умение  работать с разными  источниками  биологической информации,  находить  информацию в различных  источниках,  анализировать и оценивать информацию;

-умение  самостоятельно  планировать пути достижения целей,  осознанно  выбирать  наиболее  эффективные  способы  решения  учебных  и познавательных  задач;

-умение  осознано  использовать речевые  средства  для  дискуссий  и аргументации  своей  позиции, отстаивать  свою  точку  зрения;

-умение  организовывать  учебное  сотрудничество и  совместную  деятельность с  учителем и сверстниками, работать  индивидуально и в группе, находить  общее  решение.