План урока по теме «Давление твердых тел. Способы изменения давления», 7 класс
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: проблемно – поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Цели урока:
Образовательная: систематизация знаний по теме “Давление”: формировать умение находить давление в разных случаях; сравнивать давление в разных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления; повторить основные формулы темы с помощью решения задач; обеспечить усвоение формулы для расчёта давления твёрдого тела; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.
Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Тренировка в переводе значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в основные.
Развитие умения правильно оформлять и решать задачи. Развитие творческих способностей на основе практической работы. Отработка практических навыков в работе с физическим оборудованием.
Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач и выполнения экспериментального задания; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Задачи урока:
- Уметь решать расчётные задачи;
- Научится формулировать чёткие ответы на качественные задачи;
- Уметь пользоваться формулами;
- Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в основные;
- Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями;
- Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
- Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.
Оборудование: деревянные бруски, динамометр, линейка, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в PowerPoint.
План урока.
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос
III. Решение задач
IV. Практическая работа в парах
V. Закрепление материала
VI. Домашнее задание
VII. Итоги урока
Ход урока.
I. Организационный момент
На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с понятием давление твёрдых тел. Сегодня на уроке вы:
- научитесь решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
- научитесь на практике вычислять давление твёрдого тела на опору.
Тема урока: “Давление твердых тел. Способы изменения давления”. Слайд 1.
II.Фронтальный опрос + ученик работает на интерактивной доске |
1. Установите соответствие: Давление (Р, Па) Сила (F, Н) Площадь (S, м2) 2. Как связаны между собой эти величины? ( |
Слайды 2 – 4 Слайд 5 |
III. Решение задач Настоящие знатоки физики должны уметь решать задачи (один ученик работает у доски, остальные на местах) |
1. Станок весом 12 000 Н имеет площадь опоры 2,5 м². Определите давление станка на фундамент. 2. Из какого материала сделана стена высотой 2,6 м, если она оказывает давление на почву 46,8 кПа? 3. Лёд выдерживает давление 90 кПа. Пройдёт ли по этому льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м2? |
Слайд 6 Слайд 9 Слайд 12 |
IV. Практическая работа |
Приступаем к эксперименту, работаем в парах. Вам необходимо определить, какое давление оказывает деревянный брусок на горизонтальную поверхность. 1-й ряд вычисляет давление, когда брусок опирается на большую грань; 2–й ряд на малую грань; 3-й ряд выяснит, как зависит давление от силы давление при одной площади. (После обсуждения полученных результатов ребята делают вывод о зависимости давления от площади поверхности опоры, определяют способы уменьшения и увеличения давления твердого тела). |
Слайд 13 |
V. Закрепление материала |
· Определите, в каких случаях давление уменьшается, а в каких увеличивается? · Какие примеры использования больших площадей опоры для уменьшения давления вы можете привести? · Для чего у рюкзаков делают широкие лямки? |
Слайд 13 |
VI. Домашнее задание |
§ 28, выполнить домашнее экспериментальное задание: 1. Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги. 2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой линейки. |
|
VII. Итак, мы изучили, как создаётся давление твёрдым телом на поверхность.
А вот чем обусловлено давление газов и жидкостей нам предстоит выяснить на следующих занятиях.