Разработка урока по теме "Давление. Давление твердого тела"

Разработка урока по теме "Давление. Давление твердого тела"

 

Предмет: физика. Класс: 7

Базовый учебник:  А. В.«Перышкин». Физика-7»

Тема урока: Давление. Давление твердых тел.

Цель урока:  ввести понятие давления,  сформировать представление о зависимости давления от силы давления и от площади опоры.

Задачи урока:

Познавательные:углубить и закрепить  знания о силе как физической величине; ввести понятие давления – физической величины; способствовать формированию умений практического приложения  полученных знаний в  повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть  внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности (производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы), развитие речи- владение физическими понятиями и терминами.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению;  создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать  навыки культуры общения и умения работать в  группах и коллективе.

Скрыть

Просмотр содержимого документа 
«Разработка урока по теме "Давление. Давление твердого тела"»

Предмет: физика. Класс: 7

Базовый учебник: А. В.«Перышкин». Физика-7»

Тема урока: Давление. Давление твердых тел.

Составила: учитель физики Холмогорова Т.А.

Цель урока: ввести понятие давления, сформировать представление о зависимости давления от силы давления и от площади опоры.

Задачи урока:

Познавательные:углубить и закрепить знания о силе как физической величине; ввести понятие давления – физической величины; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности (производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы), развитие речи- владение физическими понятиями и терминами.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе.

Образовательные результаты:

 

Предметные :

  • уметь формулировать понятие давления;
  • выражать единицы измерения давления в различных системах единиц измерения;
  • наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении;
  • уметь записывать формулу для вычисления давления;
  • уметь словесно интерпретировать формулу для вычисления давления твердых тел;
  • уметь рассчитывать давление поизвестным силе и площади, на которую оказывалось давление;
  • формирование целостной научной картины мира;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

Метапредметные : регулятивные:

  • развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;
  • построение цепи рассуждений и речевого высказывания;
  • работать и оценивать свои действия по эталону,

коммуникативные :

  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  • умение аргументировать свою точку зрения,

познавательные:

  • сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), приводящих к выводу физических величин,
  • проводить наблюдения, обнаруживать зависимость давления от площади опоры;
  • объяснять полученные результаты во время проведения опыта «Зависимость давления от площади опоры»;
  • сравнивать, анализировать и делать выводы.

Личностные:

  • сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения;
  • развивать ценностное отношение кдруг другу, к результатам обучения;
  • самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу

Тип занятия:урок-открытие и получения новых знаний

Ведущие методы:технология ИКТ, проблемные: проблемное изложение материала, частично - поисковый.

Оборудование: бруски из набора по «Механике», доски с гвоздями, вбитыми шляпками вверх, вниз; ящики с песком, компьютер; проектор; 

Вид доски (экрана), которая формируется в процессе урока.

Проект урока представьте в форме следующей таблицы:

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Организационный этап.

 

 

-Приветствие учителя, друг друга.

-Здравствуйте ребята. Садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на нашем уроке.

2.Мотивирование к учебной деятельности.

 

 

 

Дети читают и вставляют слов

 

 

-ДАВЛЕНИЕ

-Это слово пропущено во всех предложениях!

 

 

 

 

-«Давление. Давление твердых тел. Единица измерения давления».

 

 

 

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях

 

Учащиеся записывают:

- определение величины

- что она характеризует?

- как она обозначается?

-в каких единицах измеряется?

- по какой формуле находиться?

(цели прописаны на слайде№1)

Ребята, обратите внимание на экран, попробуйте прочитать предложения полностью. Какое слово пропущено во всех предложениях?

На слайдах:

Часто в жизни мы сталкиваемся с этим словом, только в разных ситуациях.

А что с точки зрения физики оно может означать? Тема нашего урока связана с этим словом и спрятана в следующем слайде

Какая? Правильно. Молодцы! Тема нашего урока «Давление. Давление твердых тел. Единица измерения давления».

Записываем в тетрадях.

Давление могут оказывать твердые тела, жидкости и газы. Сегодня мы рассмотрим давление твердых тел. Для вас данная тема является новой. Что бы вы хотели узнать об этой величине? Я вас слушаю, можно выйти и записать на доске.

 

3.Актуализация знаний.

 

-Их действие, тяжесть, тела давят на ладонь.

 

- На грузы действует сила тяжести со стороны Земли, которая направлена вертикально вниз.

- F = m*9.8 Н/кг.

-Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения.

-Сила – это физическая величина, которая характеризует действие одного тела на другое, в результате оба тела изменяют свою скорость.

 

-От точки приложения, от модуля, от направления.

 

-Да, нет, не знаю….

-У вас на столах лежат бруски массой 100 грамм. Возьмите их в ладонь. Что вы ощущаете? 

- А почему это происходит? 

-По какой формуле рассчитывают силу тяжести, действующую на тело?

-Какие еще силы действуют на груз? 

 

- А что такое сила?

 

 

 

 

 

-От чего зависит результат действия силы? 

 

- А зависит ли результат действия этой силы от площади поверхности?

 

 

 

Итак, в данный момент ответа на вопрос нет.

 

4. Первичное усвоение новых знаний.

 

 

-Да зависит.

-Результат действия силы на опору зависит от площади.

-Сила действует на всю площадь!

-Сила распределяется по всей площади.

 

 

 

-формулу для расчета физической величины.

 

-в ньютонах.

- в метрах квадратных.

 

 

- Н/м2.

 

-Эта единица называется Паскалем, в честь французского ученого Блеза Паскаля. Зачитывают кратные и дольные единицы измеренияр:

1 кПа = 1000 Па;1 МПа = 1000 000 Па; 1 гПа = 100 Па. 1Па =0,001 кПа, 1Па=0,01 гПа. 1 Па = 0,000001 МПа(Записывают в тетради0

-для решения данного вопроса посмотрим следующее видео

-Зависит ли результат действия силы шляпку на острие гвоздя. 

 

-А теперь главное: Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление.

(записывают определение из книги)

-Итак, мы познакомились с понятием давления.

-давление обозначается латинской буквой  р.

 

Итак, ребята мы с вами вывели формулу для вычисления давления.

 

 

 

-Так как давление - это физическая величина, то у нее есть единица измерения в СИ. Давайте, ее определим. В чем измеряется сила, площадь? 

-Тогда, единица измерения давления -это…? 

 

 

- Найдите в учебнике, кто ввел в физику эту единицу и как она называется? Какие кратные и дольные единицы измерения есть у этой величины?

 

 

 

Раз, два, три, четыре.

Руки выше, руки шире.

Поворот направо, влево –

Все мы делаем умело.

Одну ногу поднимаем,

Этим площадь уменьшаем.

А давление растет..

Мы потрудились, давайте немного разомнемся и применим полученные знания -ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-встаньте ровно, разведите руки в стороны. Как уменьшить и увеличить давление на пол? Какие упражнения и действия нужно сделать?

 

 

 

-тоже вариант!

 

4.Первичная проверка понимания.

Тест на слайде

Мы узнали, что такое давление, как вычисляется и в чем измеряется, теперь, я вам предлагаю выполнить тестовое задание, ответ вы мне покажете с помощью карточки

5.Первичное закрепление новых знаний

Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут.

1 группа

Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить задачу:

-Человек нажимает на лопату силой 600 Н. Какое давление оказывает лопата на почву, если площадь лезвия 00001 м2

 

2 группа

Определите максимальное давление спичечного коробка массой 15 г, лежащего на одной из грани.

3 группа

Предложите несколько способов уменьшения и увеличения давления, выбрав 2 учеников из группы по определенному параметру.

4 группа

Как легче идти по рыхлому снегу: на лыжах или без них? Почему?

5 группа

Выразите в паскалях давление: 5 гПа; 0,4 кПа;

Выразите в килопаскалях: 10000 Па;

Выразите в гектопаскалях: 5800 Па

 

Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.

 

6.Иформация о домашнем задании.

Записывают д/задание

Предлагаю вам побывать учеными, философами, писателями ,но для этого необходимо выполнитьдомашнее задание: § 33; и вы можете выбрать одно из интересных для вас практических заданий:

2).Вычислить собственное давление на пол.

3).Подготовить сообщение о Б.Паскале.

4).Написать небольшое физическое сочинение на тему «Человек и давление»