Разработка урока по теме "Давление. Давление твердого тела"
Предмет: физика. Класс: 7
Базовый учебник: А. В.«Перышкин». Физика-7»
Тема урока: Давление. Давление твердых тел.
Цель урока: ввести понятие давления, сформировать представление о зависимости давления от силы давления и от площади опоры.
Задачи урока:
Познавательные:углубить и закрепить знания о силе как физической величине; ввести понятие давления – физической величины; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.
Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности (производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы), развитие речи- владение физическими понятиями и терминами.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Давление. Давление твердого тела"»
Предмет: физика. Класс: 7
Базовый учебник: А. В.«Перышкин». Физика-7»
Тема урока: Давление. Давление твердых тел.
Составила: учитель физики Холмогорова Т.А.
Цель урока: ввести понятие давления, сформировать представление о зависимости давления от силы давления и от площади опоры.
Задачи урока:
Познавательные:углубить и закрепить знания о силе как физической величине; ввести понятие давления – физической величины; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.
Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности (производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы), развитие речи- владение физическими понятиями и терминами.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе.
Образовательные результаты:
Предметные :
- уметь формулировать понятие давления;
- выражать единицы измерения давления в различных системах единиц измерения;
- наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении;
- уметь записывать формулу для вычисления давления;
- уметь словесно интерпретировать формулу для вычисления давления твердых тел;
- уметь рассчитывать давление поизвестным силе и площади, на которую оказывалось давление;
- формирование целостной научной картины мира;
- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
Метапредметные : регулятивные:
- развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;
- построение цепи рассуждений и речевого высказывания;
- работать и оценивать свои действия по эталону,
коммуникативные :
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- умение аргументировать свою точку зрения,
познавательные:
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), приводящих к выводу физических величин,
- проводить наблюдения, обнаруживать зависимость давления от площади опоры;
- объяснять полученные результаты во время проведения опыта «Зависимость давления от площади опоры»;
- сравнивать, анализировать и делать выводы.
Личностные:
- сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения;
- развивать ценностное отношение кдруг другу, к результатам обучения;
- самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу
Тип занятия:урок-открытие и получения новых знаний
Ведущие методы:технология ИКТ, проблемные: проблемное изложение материала, частично - поисковый.
Оборудование: бруски из набора по «Механике», доски с гвоздями, вбитыми шляпками вверх, вниз; ящики с песком, компьютер; проектор;
Вид доски (экрана), которая формируется в процессе урока.
Проект урока представьте в форме следующей таблицы:
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) |
Планируемая деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
|
1.Организационный этап. |
-Приветствие учителя, друг друга. |
-Здравствуйте ребята. Садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на нашем уроке. |
|
2.Мотивирование к учебной деятельности. |
Дети читают и вставляют слов -ДАВЛЕНИЕ -Это слово пропущено во всех предложениях! -«Давление. Давление твердых тел. Единица измерения давления». Учащиеся записывают тему урока в тетрадях Учащиеся записывают: - определение величины - что она характеризует? - как она обозначается? -в каких единицах измеряется? - по какой формуле находиться? (цели прописаны на слайде№1) |
Ребята, обратите внимание на экран, попробуйте прочитать предложения полностью. Какое слово пропущено во всех предложениях? На слайдах: А что с точки зрения физики оно может означать? Тема нашего урока связана с этим словом и спрятана в следующем слайде Какая? Правильно. Молодцы! Тема нашего урока «Давление. Давление твердых тел. Единица измерения давления». Записываем в тетрадях. Давление могут оказывать твердые тела, жидкости и газы. Сегодня мы рассмотрим давление твердых тел. Для вас данная тема является новой. Что бы вы хотели узнать об этой величине? Я вас слушаю, можно выйти и записать на доске. |
|
3.Актуализация знаний. |
-Их действие, тяжесть, тела давят на ладонь. - На грузы действует сила тяжести со стороны Земли, которая направлена вертикально вниз. - F = m*9.8 Н/кг. -Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения. -Сила – это физическая величина, которая характеризует действие одного тела на другое, в результате оба тела изменяют свою скорость. -От точки приложения, от модуля, от направления. -Да, нет, не знаю…. |
-У вас на столах лежат бруски массой 100 грамм. Возьмите их в ладонь. Что вы ощущаете? - А почему это происходит? -По какой формуле рассчитывают силу тяжести, действующую на тело? -Какие еще силы действуют на груз? - А что такое сила? -От чего зависит результат действия силы? - А зависит ли результат действия этой силы от площади поверхности? Итак, в данный момент ответа на вопрос нет. |
|
4. Первичное усвоение новых знаний. |
-Да зависит. -Результат действия силы на опору зависит от площади. -Сила действует на всю площадь! -Сила распределяется по всей площади. -формулу для расчета физической величины. -в ньютонах. - в метрах квадратных. - Н/м2. -Эта единица называется Паскалем, в честь французского ученого Блеза Паскаля. Зачитывают кратные и дольные единицы измеренияр: 1 кПа = 1000 Па;1 МПа = 1000 000 Па; 1 гПа = 100 Па. 1Па =0,001 кПа, 1Па=0,01 гПа. 1 Па = 0,000001 МПа(Записывают в тетради0 |
-для решения данного вопроса посмотрим следующее видео -Зависит ли результат действия силы шляпку на острие гвоздя. -А теперь главное: Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление. (записывают определение из книги) -Итак, мы познакомились с понятием давления. -давление обозначается латинской буквой р. Итак, ребята мы с вами вывели формулу для вычисления давления. -Так как давление - это физическая величина, то у нее есть единица измерения в СИ. Давайте, ее определим. В чем измеряется сила, площадь? -Тогда, единица измерения давления -это…? - Найдите в учебнике, кто ввел в физику эту единицу и как она называется? Какие кратные и дольные единицы измерения есть у этой величины? |
|
Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево – Все мы делаем умело. Одну ногу поднимаем, Этим площадь уменьшаем. А давление растет.. |
Мы потрудились, давайте немного разомнемся и применим полученные знания -ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-встаньте ровно, разведите руки в стороны. Как уменьшить и увеличить давление на пол? Какие упражнения и действия нужно сделать? -тоже вариант! |
||
4.Первичная проверка понимания. |
Тест на слайде |
Мы узнали, что такое давление, как вычисляется и в чем измеряется, теперь, я вам предлагаю выполнить тестовое задание, ответ вы мне покажете с помощью карточки |
|
5.Первичное закрепление новых знаний |
Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. 1 группа Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить задачу: -Человек нажимает на лопату силой 600 Н. Какое давление оказывает лопата на почву, если площадь лезвия 00001 м2 2 группа Определите максимальное давление спичечного коробка массой 15 г, лежащего на одной из грани. 3 группа Предложите несколько способов уменьшения и увеличения давления, выбрав 2 учеников из группы по определенному параметру. 4 группа Как легче идти по рыхлому снегу: на лыжах или без них? Почему? 5 группа Выразите в паскалях давление: 5 гПа; 0,4 кПа; Выразите в килопаскалях: 10000 Па; Выразите в гектопаскалях: 5800 Па Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий. |
| |
6.Иформация о домашнем задании. |
Записывают д/задание |
Предлагаю вам побывать учеными, философами, писателями ,но для этого необходимо выполнитьдомашнее задание: § 33; и вы можете выбрать одно из интересных для вас практических заданий: 2).Вычислить собственное давление на пол. 3).Подготовить сообщение о Б.Паскале. 4).Написать небольшое физическое сочинение на тему «Человек и давление» |
|