Тема: «Крохотная капля голубого неба на земле».
Как ты пленителен,
подарок
Всепобеждающей весны!
А. А. Фет.
Цели урока.
1. Повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
2. Совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля ( подготовка к сдаче ЕМЭ);
3. Формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной природе
Оборудование: презентация о подснежниках
Цель нашего урока – повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Х/у: I. Вступление
Ребята, видели ли вы подснежник? Растут ли они в наших лесах? Проблема в том, что их с каждым годом становится меньше, поэтому они занесены в Красную книгу России. И наша цель с вами – сохранить этот первовестник радости и света
Давайте внимательно вчитаемся в тему. Обратим внимание на звукопись текста.
- посмотрите, какая аллитерация
кр, тн, пл, мл – это звуки пробуждения жизни, которая продралась, проткнулась сквозь старую подстилку мертвых бурых листьев.
Звуки – значение звуков в русском языке.
К – краткость бытия и его бесконечность, подвижность.
Р – напор и преодоление; говорит о прорывании души человека к свету, к божественному, к небу.
О – это звук мира горнего, высшего, мира Богов. Это звук церковный, спускающийся к нам с небес и обволакивающий нас своей божественной сутью, он есть символ Покрова Богов.
А – открытость и размах, величие и сила, поток энергии; обозначает бесконечность.
Н - достоинство и уверенность.
Л – плавность и гладкость, чистота и прохлада.
Е – нежность и внимание, инертность и гибкость, естественность перемен; светло-зеленый цвет.
У – глубина и длительность, погружение и сожаление. Мудрость смирения, глубокий зеленый цвет.
II. Прослушивание мелодии П.И.Чайковского «Подснежник» и просмотр слайдов.
- давайте теперь попробуем услышать в музыке Чайковского, как он представляет себе подснежник.
В средней части – звон ручейка, капель).
- В начале произведения мелодия проходила в каком голосе? (В верхнем, потом в нижнем, потом опять в верхнем).
- Что бы это могло означать? Напоминаю название – «Подснежник». (Цветок пробивается из-под снега и распускается. Некоторые цветы уже пробились из-под земли, а некоторые еще стремятся вверх. Последние такты произведения «рисуют» раскрывшийся, распустившийся цветок.)
- Что вы услышали?
- С чем у вас ассоциируется весна
Музыка («Подснежник») - наполнена светлым лирическим чувством. Чайковский передает настроение ожидания весны. Нам передается его радостное и трепетное волнение, стремление к солнцу, надежда на счастье, упоение пробуждающейся природой, необычайное воодушевление и подъем духа, которые в нем всегда вызывал приход весны: «…Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету гостей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!»
Слушая эту пьесу, мы представляем себе картину ранней весны: еще не ощущается радость пробуждения природы и в настроении преобладает скорее меланхолия, краски звучания еще тусклые, неяркие. Два такта вступления (только аккомпанемент) создают именно такое настроение. Новое привносит мелодия: от жаворонка в ней, быть может, мелодический узор из мелких нот в самом начале мелодии.
Пробуждение природы, чувства человека и музыка слились воедино настолько, что и сегодня покоряют слушателей своей поэтичностью.
Образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.
Какие ассоциации вызвала у вас прекрасная музыка Чайковского?
Ассоциации:- яркие, звонкие, радостные аккорды – это капельки подснежников, рассыпанные по полянкам, это весенние приподнятое настроение!
Человек – часть природы, ранней весной природа пробуждается, значит, пробуждается и душа человека, испытывает возбуждение.
III. Чтение текста учителем.
(1)В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!
(2)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти неощутим. (3)Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. (4)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (5)Но для каждого, счастливого и несчастного, он сейчас – украшение жизни.
(6)Вот так и среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой; они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. (7)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
(8)Слава тебе вовеки, о беспокойный человек! (9)Слава тебе, думающему, страдающему ради будущего! (10)Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. (11)Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, и ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. (12)Иди, отдохни. (13)Подснежники – к счастью, говорят в народе.
(По Г. Троепольскому)
Видеоряд, звуковой ряд и текст словесный, литература. Это всё разные виды искусства.
Мы своё пристальное внимание остановим на тексте Троепольского.
О писателе, о публицисте.
Троепольский Гавриил Николаевич (1905 – 1995)
Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю – 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время – Грибановский район Воронежской области) в семье священника. Начальное образование было домашним. В 1924 окончил сельскохозяйственное училище. Работал сельским учителем, а с1931 – агрономом. В 1937 в периодической печати появились его первые произведения. В 1976 работал в редколлегии журнала «Наш современник» - являлся одним из лучших авторов публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. Умер Троепольский 30 июня 1995 в Воронеже.
Среди произведений Гавриила Троепольского – рассказы, повести, пьесы, публицистика: «Из записок агронома» (1953 – журнал «Новый мир»; в 1954 вошли в сборник «Прохор семнадцатый и другие»; сценарий фильма «Земля и люди» - 1955; цикл сатирических рассказов), «Кандидат наук» (1958; повесть), «Чернозем» (1958 – 1961; роман), «В камышах» (1963; повесть), «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк), статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966), «Постояльцы» (1971; пьеса), «Белый Бим черное ухо» (1971; повесть; в 1975 Троепольский был удостоен Государственной премии СССР).
1V. Анализ содержания текста.
1) Какие ассоциации вызвала у вас прекрасная музыка Чайковского?
- яркие, звонкие, радостные аккорды – это капельки подснежников, рассыпанные по полянкам, это весенние приподнятое настроение!
Человек – часть природы, ранней весной природа пробуждается, значит, пробуждается и душа человека, испытывает возбуждение.
2) Как проявил себя цветок? Сразу ли он показался автору текста?
- Не сразу. Троепольский, не видя сам цветок, почувствовал его запах.
3) Какой запах? Как описывает его автор?
- еле-еле заметный, запах пробуждающейся жизни, трепетно-радостный, почти неощутим.
4)Часто растения привлекают к себе запахом, здесь же подснежник и не пытается это сделать. Почему?
- запахом привлекают растения, у которых нет особенной красоты. Здесь красота есть – тонкая, пленительная, изящная и скромная.
5) Может ли почувствовать такой запах человек невнимательный, не ощущающий природу по-настоящему?
- Наверное, нет. А запах цветка помог писателю увидеть сам подснежник.
6) Опишите цветок.
- «Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого и несчастного, он сейчас – украшение жизни».
7) Какой троп в описании цветка сразу же обращает на себя внимание?
- потрясающая метафора «крохотная капля голубого неба», «первовестник радости и счастья».
8) Как можно понять эту метафору – «крохотная капля голубого неба» - небо отдало капельку своей голубизны земле, подснежнику, и вышла эта «капелька неба на земле»
- Здесь вертикаль показана, связь земли и неба. Небо глядится в землю в цветы – подснежники;
И эта же капелька излучает голубизну в пространство, опять в небо, обогащая цвет небес, насыщая пространство.
9) А теперь вернемся к началу текста. Общий настрой здесь какой?
- тягостный, тяжелый, часто повторяется отрицательная частица «не».
10) Какие слова, словосочетания создают такое настроение грустное?
- в уставшем лесу
- зимней тягости
- еще не распустились почки
- горестные пни
- еще не дали поросль
- пни плачут
- мертвые листья
- листья лежат пластом
- голые пни
- еще не шелестят
- потихоньку трогают друг друга
11) А всё-таки что здесь творит жизнь, очеловечивает её?
- целый ряд очень ярких олицетворений.
Назовите самые яркие из них и скажите, как вы их понимаете?
Например,
- в уставшем лесу
От чего уставшем? – от спячки, от зимней тягости.
- горестные пни
От чего горестные? Они стоят голые, они еще не успели дать поросль, ведь срублены были зимой – поэтому и грустят, горюют.
Уже плачут – жизнь пробуждается уже, корни работу начали, появляется влага на пнях, сок деревьев.
- листья лежат пластом
О богатый русский язык! Листья действительно лежат пластом, не шелохнутся, они за зиму слиплись, их прижало друг к другу сначала дождем, потом снегом, к весне снег над ними смерзся. Но какое же образное выражение!! Так и представляешь человека, лежащего от тяжелой болезни пластом в кровати!
- А ветви, оживая, «лишь потихоньку трогают друг друга», как бог, пробуя силу жизни.
12) И вот в таком лесу расцвел подснежник! Мы уже говорили, какой он, как выглядит.
А теперь подумайте, какое образное средство соединяет незримо 1 и 2 абзацы?
- Это антитеза, контраст, противопоставление.
спящий лес расцветший
(почти) подснежник
Вывод из этих двух абзацев – «он - украшение жизни».
13) Давайте подумаем, а в чём заключается идея текста, его основная мысль?
Зачитайте это предложение.
- «Вот так и среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой; они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие».
Остановимся на этом предложении. Почему автор употребляет слово «человеков», а, допустим, не людей?
- этим он хочет подчеркнуть любовь к людям, здесь оно так любовно звучит, даже чуть-чуть иронически. А в обычном понимании человек – чело-века, звучит очень торжественно.
- где вы подметили здесь еще антитезу?
- люди «незаметные», «маленькие», но с «огромной» душой.
- почему слова «незаметные», «маленькие» - взяты в кавычки?
- это на самом деле не так!
-огромная душа – это какая душа? – всё в себе вмещающая – все боли человечества.
14) А как мы назовем вот это средство?
Скромные люди – украшают жизнь – вмещают всё лучшее, что есть в человечестве.
И еще: доброту - простоту – доверие.
Это градация – постепенное увеличение или уменьшение признака.
15) И, говоря о людях, автор делает неожиданный вывод:
«Так и подснежник кажется капелькой неба на земле».
Мы уже говорили о том, что это метафора, то есть скрытое сравнение.
Я бы назвала это как бы двойным сравнением. Ведь, говоря о людях, он делает вывод о подснежнике. Значит, и подснежник – это как прекрасный человек с огромной душой!
Здесь мы можем поговорить о КОСМИЗМЕ.
Посмотрите: нас окружает Вселенная – «МАКРОКОСМ».
- Мир Божий вне нас. Мы, каждый человек, каждый цветочек, каждое дерево, всё-всё, в том числе наш подснежник – это «МИКРОКОСМ».
Есть всегда двуединство.
Макрокосма – и микрокосма
а микрокосм является исходным началом для микрокосма.
Один проявляется в другом (небо отражается в земле, проявляется в цветах, цветы отражаются в небо, в пространство, во Вселенную, в МАКРОКОСМ)
Подснежник – капелька неба. Человек, прекрасный человек – тоже капелька неба. Вселенная оказывается включенной во внутреннюю жизнь человека.
16) Давайте еще раз внимательно всмотримся в 6-ое предложение. Синтаксис этого предложения:
- Почему писатель берет такой осложненный синтаксис?
-Его мастерство позволяет ему выразить главную мысль, идею текста не простенько, не примитивно.
17) Обращаемся к последнему абзацу. Это какой жанр литературы?
Это ода, торжественный гимн в честь человека.
- Видите, он сначала воспел обыкновенный цветочек подснежник и, переполненный восторгом от этой красоты, тут же воспевает человека.
- В самом начале 4-ого абзаца какой вы увидели троп?
Это анафора, единоначатие.
- А что еще вы увидели здесь?
-лексический повтор. Глагол «иди» здесь повторяется трижды.
- Используя его, он проявляет упорство, настойчивость. Сам очарованный красотой цветка, он очень хочет, чтобы и другие испытали это чувство.
- Еще здесь есть эпитеты:
Беспокойный человек
думающий человек
страдающий человек
- риторическое восклицание (8, 9 предложения)
- метафоры
- прекрасный сон действительности
волшебство видения
18) Стиль текста - публицистический, - почему?
А тип речи?
Публицистика талантливейшая, приближенная к художественному произведению.
- Здесь концентрация всех типов речи – сначала повествование, потом описание, в конце – рассуждение.
В самом конце – обращение к эпиграфу, музыка.
Кольцевая композиция.
Домашнее задание: написать эссе на тему «Нужна ли в наше время скромность?»
1)В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!
(2)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти неощутим. (3)Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. (4)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (5)Но для каждого, счастливого и несчастного, он сейчас – украшение жизни.
(6)Вот так и среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой; они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. (7)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
(8)Слава тебе вовеки, о беспокойный человек! (9)Слава тебе, думающему, страдающему ради будущего! (10)Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. (11)Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, и ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. (12)Иди, отдохни. (13)Подснежники – к счастью, говорят в народе.
(По Г. Троепольскому)
(1)В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!
(2)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти неощутим. (3)Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. (4)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (5)Но для каждого, счастливого и несчастного, он сейчас – украшение жизни.
(6)Вот так и среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой; они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. (7)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
(8)Слава тебе вовеки, о беспокойный человек! (9)Слава тебе, думающему, страдающему ради будущего! (10)Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. (11)Иди скорее: через не6сколько дней подснежников может и не быть, и ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. (12)Иди, отдохни. (13)Подснежники – к счастью, говорят в народе.
(По Г. Троепольскому)