Программа работы классного руководителя с 10 – 11 классом «Первые шаги в профессию»

Муниципальное образование "Красночетайский район Чувашской Республики"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                       "Большеатменская средняя общеобразовательная школа"                                                                                                                                                Красночетайского района Чувашской Республики

РАССМОТРЕНА       

на заседании методического совета

Протокол № 1

от "28" августа 2015 года 

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказ директора

№150  от " 31" августа 2015 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Программа работы классного руководителя с 10 – 11 классом

               «Первые шаги в профессию»

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Классный руководитель 11 класса

                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                  МБОУ «Большеатменская СОШ»

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                           Красночетайского района ЧР

                                                                                                                                                                                  

                                                                                                 Альгешкина Вера Владимировна

 

 

 

 

Большие Атмени – 2015

 

Паспорт программы

Наименование

Программа работы классного руководителя с 10 – 11 классом

«Первые шаги в профессию»

 

Основание для разработки программы

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.

 

Разработчик программы

Альгешкина В.В., классный руководитель  11 класса МБОУ «Большеатменская СОШ».

МБОУ «Большеатменская СОШ»

Ресурсы

  Кадровые:

Ø   социальный педагог

Ø  учителя - предметники

Ø   классный руководитель

Ø  педагоги дополнительного образования

Ø  родительская общественность.

 

Цель программы

 

формирование мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии учащимися.

 

Задачи программы

1)       сформировать у учащихся активную  позицию по отношению к выбору будущей профессии;

2)      научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

3)      подготовить к профессиональному самоопределению.

 

 

 

Перечень приоритетных мероприятий

Формы и методы работы.

Ø  опросники и тесты;

Ø  читательские конференции по профориентационной тематике;

Ø  классные часы-экскурсии на предприятия

Ø  приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;

Ø  работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;

Ø  индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;

Ø  профориентационные игры с классом.

 

 

Ожидаемые результаты

    Ожидаемые результаты.

Ø  сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;

Ø  будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;

Ø  ученики ознакомятся с различными видами профессий.

 

Формы контроля над реализацией

Формы подведения итогов реализации программы.

На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия:

1) отслеживание достижений  в развитии учащихся по всем направлениям;

2) самопрезентация личных достижений учащихся;

4) мониторинг  предметов  для сдачи  по выбору;

5) мониторинг факультетов и специальностей, которые выбрали выпускники;

6) анализ полученных результатов.

 

Сроки реализации программы

 

Сентябрь 2014 – май  2016

 

 

 

Пояснительная записка

Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье.

Исходя из  приоритетов государственной политики в области  развития инженерного потенциала, в рамках проекта «Профильные инженерно-технические классы» на базе МБОУ «Большеатменская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики в 2016 учебном году  откроется  инженерный  класс. В данный момент идёт подготовительный этап. Мой класс попал под этот эксперимент.  

 В классе  учатся дети,  имеющие тягу не только к предметам математического профиля, но и к техническому творчеству.

Цель моей работы как классного руководителя заключается в ознакомлении с широким спектром технических профессий и  формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии учащимися.

Представленная программа воспитания предназначена для работы с учащимися 10 – 11 класса, является долгосрочной и рассчитана на два года.  Программа включает в себя все сферы жизни школьника, так как воспитание гармоничной, социально - адаптированной, профессионально определившейся личности невозможно без всестороннего развития.

 

Актуальность.       

            Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Надо изучить, прежде всего, самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

 

Новые подходы к профориентации.

Классные часы-экскурсии с учащимися 11 класса.

 

Этапы и сроки реализации программы.

 

Этапы

Сроки

1.

Информационно-аналитический (диагностический).

сентябрь- декабрь, 2014

2.

 Работа по реализации программы развития коллектива. Развивающий этап.  

январь - май, 2015

сентябрь- декабрь, 2015

3.

Анализ полученных результатов, подведение итогов работы

январь - июнь, 2016

 

Основные программные мероприятия

Диагностический этап

Цель:  углубленное психолого–педагогическое изучение детей,

           выявление их индивидуальных особенностей.

Задачи:

По результатам работы составляется  «Профориентационный потрет каждого ребенка и классного коллектива в целом »,   обсуждается и составляется план работы,  в котором предполагается:
                - выявление имеющихся ресурсов и способностей;
                - постановка цели на предстоящий учебный год;
                - определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.

Направления и формы работы:

1. Изучение личности школьников

Анкетирование учащихся:

1.                  Оценка психологического состояния по Айзенку. (Приложение 2)

2.                  Методика КОС. (Приложение 1).

2. Изучение классного коллектива:

Анкетирование

  • Социометрия. (Приложение 3).
  • Методика «Профиль». (Приложение 5)
  • Ранжирование учебных предметов.
  • «Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г.В. Резапкиной). (Приложение 4).

Изучение документации  (личное дело, журнал класса, медицинская карта).

Наблюдение за детьми  на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий

Ожидаемый результат:                 

ü  определение направлений в профессиональной деятельности.

 

На основании полученных результатов составляется таблица ( табл. 1).

Опираясь на данные в ней, можно сделать следующие выводы:

1)      тип личности не соответствует выбранной профессии у трёх  учащихся;

2)      профессиональные интересы не сформированы у шести учащихся;

3)      низкие коммуникативные способности у 4 учеников.

 


Коммуникативные способности

 

 

 

Коммуникативные  и организаторские способности играют большую роль в профессиональном росте человека. Низкие показатели КС и ОС свидетельствуют о необходимости развития этих способностей. С этой целью разработано направление

«Культура и досуг» и предусмотрены тренинги общения со школьным социальным педагогом Вадейкиной Ю.В.

Самоопределению обучающихся  в профессиональной среде поможет «Профориентационное» направление.

Наблюдение за детьми  на уроках, внеклассных мероприятиях показало, что ребята не научены полностью преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное и свободное время, проявлять усидчивость по выполнению домашнего задания. Многие учащиеся не полностью используют свой умственный потенциал, недостаточно времени отводят на самообразование, поэтому имеют удовлетворительные оценки. С целью развития интеллектуальных способностей детей разработано направление «Знание».

 

Воспитательная работа направлена на

 

 

 

 


              развитие          преодоление трудностей        профориентационную

   коммуникативных                 в учёбе                                    работу

         способностей

 

 

 


напрвление                              направление                        напрвление

 «Культура                                «Знание»                           «Профориентация»

и досуг», тренинги

общения

 

 

Развивающий этап 

Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе   психодиагностических данных.

       Учитывая психодиагностические данные, были разработаны основные направления совместной деятельности, ориентированные на достижение поставленной цели, определены цели, задачи совместной деятельности и формы работы.

 

Направление «Знание»

Цель: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Основные задачи:

·         формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;

·         развитие интеллектуальных способностей детей;

·         развитие мышления, памяти, внимания.

 

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Изучение результативности учебной деятельности за прошедший учебный год.

Октябрь

Участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Интеллектуальная игра на развитие мышления «Сила ума».

 Ноябрь

Участие на  районном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

По графику

Участие в  играх-конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Британский бульдог», предметных чемпионатах.

 

Декабрь

Неделя русского языка и литературы.

 Шахматный турнир

Январь

«Что? Где? Когда?», «Математические ребусы и загадки».

Февраль

НПК «Excelsior»

Март

«Эрудит». Изучение кругозора учащихся.

Апрель

День открытых дверей. Посещение уроков.

Май

Итоговые контрольные работы.

В течение года

Шефская помощь одноклассникам, отстающим в учебе.

 

 

 

Ожидаемый результат

·         повышение уровня интереса школьников к учёбе

·         формирование потребности в самообучении, саморазвитии

·         мотивация к успешному продолжению образования в колледжах, вузах.

  Учащиеся 11 класса являются победителями олимпиад, соревнований. Повысился уровень интереса школьников к учёбе.

 

 

 

 

 

 

 

Итоги предметных олимпиад за 2013-2015 уч.год

 

ФИО

предмет

 

руководитель

Еремеева Татьяна

 

математика

победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Михеев А.Ф.

история

победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Полозин Н.И.

физика

призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

 

    Живоев И.Н.

экономика

           призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников     

Кабардаев В.В.

английский язык

призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Кабардаева М.А.

обществознание

призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Кабардаев В.В.

литература

призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Альгешкина В.В.

история

победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Полозин Н.И.

география

победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

 Кабардаев В.В.

Селянкина Карина

Право

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Кабардаев В.В.

Экономика

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Кабардаев В.В.

Русский язык

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Альгешкина В.В.

Химия

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Фондеркина С.П.

Экология

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Фондеркина С.П.

Экономика

Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Кабардаев В.В.

Литература

Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Альгешкина В.В.

 

Обществознание

Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Кабардаев В.В.

Русский язык

призёр «Дистанционной олимпиады по русскому языку»

Альгешкина В.В.

Химия

призёр «Дистанционной олимпиады по химии»

Фондеркина С.П.

Биология

победитель «Дистанционной олимпиады по биологии»

Фондеркина С.П.

История

победитель «Дистанционной олимпиады по истории»

Полозин Н.И.

Мартышкина Татьяна

Физика

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Живоев И.Н.

Биология

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Фондеркина С.П.

Химия

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Фондеркина С.П.

 

Экология

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Фондеркина С.П.

Русский язык

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Альгешкина В.В.

Биология

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Фондеркина С.П.

Чувашский язык и литература

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Ярадаева М.И.

Экология

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Фондеркина С.П.

Русский язык

призёр «Дистанционной олимпиады по русскому языку»

Альгешкина В.В.

 

 

 

 

Диаграмма доказывает, что сформировалась  потребность в самообучении, саморазвитии.

Успеваемость за 2014-15, 2015-16

уч.год

 


                            

                            

 

Направление «Культура и досуг»

Цель: создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Праздник «Здравствуй, школа!»

Октябрь

Подготовка поздравлений ко Дню учителя. Выборы Президента школьной республики «УЮТ».

 Ноябрь

Подготовка к выступлению агитбригад «Здоровым быть здорово».

Декабрь

КТД «Чудеса у новогодней ёлки». Шествие Дедов Морозов

и Снегурочек.

Январь

Фестиваль школьных талантов «Минута славы».

Февраль

Зимняя  игра «Взятие крепости». Встреча с воинами-афганцами. Конкурс патриотической песни.

Март

Конкурс «Мисс - Весна-2016»

Апрель

Праздник Пасхи.

Май

Праздник последнего звонка.

Июнь

Выпускной бал.

Ожидаемый результат: сформируется  творческая активность и самостоятельность, умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

главные качества, которые должны развиваться у воспитанников, - это коммуникабельность и организаторские способности.

Итоги конкурсов

ФИО

конкурсы

итоги

Селянкина Карина

Участие в создании видеоролика «Живая связь времён».

Благодарственное письмо.

 Шипеев Дмитрий, Ершова Дарья

Школьный конкурс «Шествие Дедов Морозов и Снегурочек».

Гран-при «Супер Дед Мороз и

Снегурочка

Ершова Дарья, Михайлова Наталия

 Районный фестиваль молодёжных команд КВН

1 место

Еремеева Татьяна

Школьный конкурс чтецов «Я живу в России»

3 место

 

 

 

Класс активно участвовал во всех школьных мероприятиях:

1)      День учителя;

2)      выборы Президента ШР «Уют»;

3)      выступление агитбригад «Здоровым быть здорово»;

4)      конкурс патриотической песни;

5)      игра «Взятие крепости»;

!00% участие в мероприятиях.

                                            Профориентационное направление
Цель: развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств важных для профессионального самоопределения.
Задачи:

1)разработка и проведение мероприятий, способствующих самоопределению обучающихся  в профессиональной среде;

2)организация экскурсий на предприятия.

 

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Работа с периодикой. Поиск профессии.

Октябрь

«Секреты успешной карьеры». Встреча с преподавателями и студентами  ЧГСХА.

Ноябрь

Ситуация на рынке труда. Встреча с представителями центра занятости.

Декабрь

 Встреча с работниками ООО «Красночетайский хлебозавод».

Январь

Новые профессии. Посещение Красночетайского  производственного комбината  ООО «Янтарь»

 

Февраль

«Сотвори свое будущее». Встреча с представителями ЧГПУ им. Яковлева.

Март

Урок-диспут «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем».

Апрель

«Основы поиска работы».

Май

«Защита выбранной профессии».

Самопрезентация личных достижений учащихся .

 

 

Ожидаемый результат:

1)формирование у молодежи адекватных представлений о востребованных и перспективных профессиях в различных секторах экономики, структуре современного производства;

2)знакомство с содержанием и реальными условиями деятельности специалистов разных профессий;

3)активизация профессионального самоопределения учащейся молодежи.

Индивидуальная работа с учащимися помогла выбрать профессию, исходя из типа личности.

Благодаря экскурсиям сформированы  знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности.

 

Обобщающий этап

Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках            реализации программы работы  классного руководителя   с классным коллективом.

На обобщающем этапе также планируется провести следующие мероприятия:

1) отслеживание достижений  в развитии учащихся по всем направлениям;

2) сравнительный анализ: совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы;

3) самопрезентация личных достижений учащихся;

4) мониторинг  предметов  для сдачи  по выбору;

5) мониторинг факультетов и специальностей, которые выбрали выпускники;

6) анализ полученных результатов: ожидания и реальность.

 

 

Мониторинг предметов для сдачи по выбору свидетельствует о том, что профессиональные интересы сформированы.

 

Мониторинг предметов для сдачи по выбору

 

 

 

Тест «Самооценка психических состояний» говорит о готовности учащихся к предстоящим испытаниям в виде ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

в  перспективе

повысился уровень интереса школьников к учёбе;

сформированы потребности в самообучении, саморазвитии

 

 

11

сформированы творческая активность и самостоятельность, умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность

 

«Знание»

«Культура и досуг»

«Профориентация2»»»

 

 

учащиеся выбрали профессию, исходя из типа личности;

благодаря экскурсиям сформированы  знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности

 

тренинги общения для развития коммуникативных способностей;

самопрезентация ученика

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                          Литература

 

  1. Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. - 368с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2006. -320с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.:ВАКО, 2006. -208 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
  5. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина- М. Молодая гвардия, 1998 г
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  7. Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006,240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  8. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.