Творческий проект " Составление синквейна с детьми 5-6 лет"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеатменская средняя общеобразовательная школа»

Красночетайского района Чувашской Республики

 

 

Творческий  проект

«Составление синквейна

 с детьми 5–6 лет»

 

Подготовила:

Хораськина Г.Н.

Воспитатель 1 категории

 

 

 

 

 

 

д.Кумаркино 2019г

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».

В. Шаталов

 

Актуальность

 

     По результатам мониторинга, по наблюдениям в ходе проведения занятий выявилось, что речь детей старшего дошкольного возраста  характеризуется лаконичностью, является  сухой, односложной, лишенной образности и  яркости, недостаточно богат словарный запас. Поэтому была поставлена задача развивать речь детей. Поскольку  в работе с детьми  необходимо максимально использовать все известные  приемы и методы, в том числе и современные методы обучения,  было решено в содержание кружковых  занятий внести  инновационный прием -  составление синквейна. Преимущество синквейна в том, что его можно включать  в содержание работы, не нарушая при этом основной структуры занятия.

Гипотеза:

 Если научить детей  составлению синквейна  и регулярно использовать этот прием, то  речь детей  станет более богатой,  содержательной, насыщенной, образной и  яркой, обогатится словарный запас.

Цель проекта:

Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.

 

Задачи проекта:

• Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.

• Развивать способность резюмировать информацию; умение излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.

• Обогащать словарный запас слов.

• Учить  выделять главную мысль с облачением в речевую форму.

• Развивать умение анализировать.

Тип проекта по времени: долгосрочный (6 месяцев)

 

Участники проекта:

Дети СТАРШЕЙ группы 

 

Риск проекта:

     Возникает опасность, что в силу сложности темы  ребенок не сможет выделить главную мысль текста, а также выразить свою мысль. Сложность темы может привести к тому, что дети потеряют интерес к работе.

Поэтому данную тему взяла для старшего возраста, так как, во-первых,    небольшое количество участников  и, во-вторых, все участники с достаточно высоким интеллектуальным уровнем. 

Методы и формы:

1.     Дидактические игры и упражнения:

2. Использование готовых наглядных графических моделей («Елочка», «Девочка и лесенка»,  «Пирамида»).

     3. Рисование детьми графических моделей синквейна.

     4. Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов».

     5. Составление синквейнов по группам на заданную тему.

     6. Привлечение родителей к составлению синквейнов в семье.

     7. Памятки для родителей по составлению синквейна.

8. Переходящая почетная  медаль  и корона «Король (королева)  синквейна».

9. Использование ИКТ технологии.

10. Изготовление папки-передвижки для родителей «Синквейн-что это такое».

11. Изготовление лэпбука «Как составить синквейн».

12. Рисование иллюстраций к синквейнам.

Ожидаемые результаты

Дети научатся самостоятельно составлять синквейны и выразительно рассказывать их. Обогатится словарный запас, дети научатся анализировать, выделять главную мысль с облачением в речевую форму.

 

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Дата

Работа с детьми

Моя работа /Работа с родителями

Результат

Ноябрь 2018г.

 

1.     Мониторинг уровня развития речи детей.

1.     Изучение и анализ методической литературы.

Создание банка необходимой методической литературы по теме проекта.

Разработка памятки для родителей. Подбор диагностического материала.

 

 

2.     Подготовка диагностического материала.

 

3.Подготовка дидактических материалов.

 

2 этап. Основной.

Декабрь 2018г. –

март 2019г.

 

1.Дидактические игры и упражнения:

- «Кто больше подберет  слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)»,

- «Подбери слово» (синоним),

- «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия),

- «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с  действиями предмета),

- «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета),

- «Закончи предложение»,

- «Магазин» (чтобы купить предмет, надо его описать),

- «Допиши синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и  совершенствование готового синквейна),

- « Исправь ошибку»,  «Поправь меня» (коррекция готового синквейна),

- «Определи тему готового синквейна».

1.     Привлечение родителей к составлению синквейнов в семье посредством лэпбука.

Обучение детей составлению синквейна и умению выразительно рассказывать.

Знакомство родителей с синквейном.

Составление картотеки дидактических игр и упражнений.

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Составление банка методов и приемов стимулирования мыслительной деятельности детей.

 

2.     Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов».

2.Изготовление папки-передвижки «Синквейн-что это такое»

 

 

3.     КВН -Составление синквейнов по группам на заданную тему.

3.Составление памятки для родителей по составлению синквейна.

 

 

4.     Рисование детьми графических моделей синквейна.

4.Работа с лэпбуком дома.

 

 

5.     Мини-концерт перед группой

 

 

 

6.     Рисование иллюстраций к синквейнам.

 

 

 

3 этап. Заключительный

Апрель 2019г.

 

1. Проведение итогового мониторинга

1.Обработка и анализ результатов мониторинга

Подведение итогов.

Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, иллюстрированного детьми.

 

 

2. Творческий вечер с родителями.

2.Составление сборника синквейнов.

 

В перспективе – применение метода по использованию синквейна на фронтальных занятиях по философии у  детей  старшего возраста для закрепления изученной лексической темы, для закрепления понятий.

Перспективный примерный тематический план составлен в соответствии с тематикой. Возможно изменение тематики в зависимости от интересов детей.

 Праздник. Сказка. Театр. Зима. Новый год. Снежинка. Снег. Настроение. Счастье. Грусть.  Друзья. Рисунок. Одежда. Мысли. Весна. Птицы. Ручейки. Детский сад. Школа.  Салют. Лето. Цветы. Солнце.. Мусор.

 

Мониторинг. Обследование речи по Стребелевой (Ушаковой, Струниной).

Старший возраст(5-6 л.)

 

Методика № 1 «Подбор синонимов».

Цель: выявить уровень подбора синонимов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Результаты:

Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.

 

Методика № 2 «Подбор определений».

Цель: выявить уровень подбора определений.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов : платье, береза, девочка, яблоко, лиса ( платье- какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).

Результаты:

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

 

Методика № 3 «Составь рассказ по картинке».

Цель: выявить умение описывать по картине , словарный запас.

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

Задание 3 Звуковое оформление высказывания ( плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

 

 

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким  лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

 

Методическое обеспечение

1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ, 2005.

3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

4. 4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.

5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968.

6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр и доп. М.: АРКТИ, 201

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Памятка «Синквейн, что это такое и как его использовать»

Синквейн слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Синквейн, как и хокку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.

Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.

    Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас.  Развивающая работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.

Дети знакомятся с понятиями «слово»:

• «слова-предметы»

• «слова-предметы неживые»

• «слова-предметы живые»

• «слова-признаки»

• «слова-действия»

Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определенной схеме:

1. Называние слов-предметов живых.

2. Называние слов-предметов неживых.

3. Постановка вопросов к каждому слову:

Кто это?

Что это?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делал (а)?

4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)

5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)

6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце,  яркое, светит) после того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.

7. коррекция и совершенствование готового синквейна;

8. анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.

Правила составления синквейна:

• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).

• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Дидактические игры и упражнения.

1.     «Подбери слово» (подбор синонимов).

Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.

     

Ход игры:

Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».  

        Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)

        

2.     «Узнай предмет по описанию»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это?  Дети отгадывают : Береза.

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

 

3.     Игровое упражнение «Кто как ест?»

Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.

Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова?  Курица и т.д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.)

Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,

Вариант:  «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

 

4.     «Придумай загадку»

 

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры:

Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.

5.     «Магазин»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры:

Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия  с предметом).

6.     «Слова – друзья»

Цель: упражнять в  подборе слов – синонимов

Ход игры: Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

 

7.     Игровое упражнение «На что похоже?»

Цель: развивать образное мышление.

Ход игры: взрослый предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на

 

8.      Игровое упражнение «Новые слова»

Цель: учить детей подбирать определения к словам – существительным.

Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

9.     «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)

Цель: активизировать словарный запас.

Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические , бумажные, пластмассовые и т.д.  предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.