Программа работы классного руководителя с коллективом класса « Будущее в наших руках» Срок реализации программы-2 года Разработала Бархоткина Галина Еноховна, классный руководитель 1 класса МБОУ « Большеатменская СОШ», учитель 1 квалификационной категории 2016 Содержание программы 1.Пояснительная записка 1.1 Актуальность программы 1.2 Цели и задачи 1.3 Своеобразие программы 1.4. Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы 1.5 Сроки и этапы реализации программы 1.6 Направления программы 2. Основные программные мероприятия по направлениям 3. План-график реализации программы 3.1. Тематическое планирование мероприятий 3.2. Работа с родителями 3.3. Организация внеурочной деятельности 4. Ресурсное обеспечение программы 5. Материально-техническая база 6.Литература Пояснительная записка Основанием для разработки данной программы являются ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа социализации и воспитания обучающихся МБОУ «Большеатменская СОШ». Воспитание- один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы. семьи, сверстников, средств массовой информации. Надо помнить о том, что привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Именно от них будет зависеть наше будущее, будущее России. Каким должен быть в будущем гражданин России? В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и показан идеал гражданина - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что процесс воспитания и социализации должен иметь такое содержание, благодаря которому ученик начального класса будет приобщен к общечеловеческим ценностям, будет развивать свои способности и будет готов в служить Родине. В 2016-2017 учебном году я стала классным руководителем 1 класса. Для меня как классного руководителя было важно увидеть и понять особенности личности каждого ученика, работать над формированием ученического коллектива, сформировать в нем доброжелательные межличностные отношения, создать систему самоуправления в классе, работать над формированием духовно-нравственного мира и гражданской позиции учащихся. Для этого была составлена программа социализации и воспитательной работы в начальных классах для обучающихся 1-2 класса (7-10 лет) - «Будущее за нами». Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что: 1) жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле 2) счастье каждого человека и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым 3) каждый человек-часть большого общества; от успехов, достижений каждого зависит общее процветание . Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. Цель программы: создание условий для воспитания высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи программы: 1. Создать условия для духовно-нравственного, физического, культурного, творческого развития детей на основе изучения личности учащихся и их интересов в условиях формирования и развития классного коллектива и самоуправления 2. Создать условия для приобщения учеников к общечеловеческим ценностям, традициям, законам, ценностям государства, формирования желания быть достойным гражданином своей Родины 3. Создать условия для формирования желания вести здоровый образ жизни 4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения. Своеобразием данной программы является: 1. Стиль общения учителя с учениками, который предполагает сотрудничество, а не диктат . 2. Насыщенность программы творческими, практическими и исследовательскими заданиями. 3. Большая роль в воспитательном процессе уделяется самоуправлению в классе. Классный коллектив - это модель общества, государства, где успех зависят от каждого ученика. Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы Основные направления сопровождения Направление 1: Психолого-педагогическая диагностика включает в себя мониторинги: · учебных достижений по дисциплинам учебного плана; · уровня развития общеучебных интеллектуальных умений и навыков; · уровня развития психических процессов. · уровня воспитанности; · уровня учебной мотивации; · социометрия. Они включают в себя: изучение скорости реакции (темп, работоспособность), темперамента; Тест Филипса (изучение уровня школьной тревожности), социометрию (изучение межличностных отношений в классе), изучение развития мелкой моторики, развития психических процессов, сформированности приемов учебной деятельности (интеллектуальных, коммуникативных, организационных), изучение уровня мотивации и самооценки. Направление 2: Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа. В этом направлении работа распределена на блоки 1 блок «Адаптация учащихся при переходе из начального звена в среднее» Мероприятия: 1. Создание комфортного психологического климата в классном коллективе 2. Сочинение « Каким я буду в 1 классе» 3. Классный час « Что нас ждет в 1 классе» 4. Родительское собрание « Ребенок идет в 1 класс. Как помочь ребенку?» 2 блок «Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей» Мероприятия: 1. Вовлечение одаренных детей в предметные олимпиады, конкурсы 2. Игра « Что? Где? Когда? 3. Шахматно-шашечный турнир 4. Игра « Поле чудес» 3 блок «Работа с детьми «группы риска» Мероприятия: 1. Индивидуальные беседы 2. Вовлечение в классные, школьные мероприятия 3. Работа с родителями Направление 3: Консультирование и просвещение родителей Мероприятия: 1. Родительские собрания 2. Доклады и лекции. Анкетирование Сроки и этапы реализации программы: 1 этап – подготовительный (сентябрь 2016-декабрь 2016) · Изучение личных дел учащихся · Беседа с учениками и их родителями. учителями-предметниками, предыдущим классным руководителем · Наблюдение в разнообразых ситуациях · Анализ продуктов деятельности: рисунков. сочинений, изучение документов · Анкетирование учащихся, их родителей 2 этап – основной (январь 2017- декабрь 2017) · Работа по реализации программы · Проведение мероприятий 3 этап - заключительный (январь 2018-май 2018) · Подведение итогов Свою работу ориентировала на следующие направления: 1. Формирование познавательного, творческого потенциала и духовно-нравственного мира учащихся : «Я- культурный человек» 2. Гражданско-патриотическое воспитание: «Я- гражданин России» 3. Формирование ЗОЖ : «Я- здоровый человек» Методы работы: Обучения: объяснительно- иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский. Воспитания: - методы воспитания словом; - методы воспитания делом; - методы воспитания ситуацией; - методы воспитания игрой; - методы воспитания общением; - методы воспитания отношениями. Формы занятий: классные часы, праздник, конкурсы рисунков, стихов, сочинений, спортивнее праздники, КВН, интеллектуальные игры, ролевые игры, диагностические исследования ,классное самоуправление, беседы, экскурсии, рассказы, обсуждения, изготовление стенгазет, плакатов, опросы, анкетирование Ожидаемые результаты: · Формирование классного коллектива и системы самоуправления в классе. · Повышение уровня гражданской ответственности за свои поступки и общие дела коллектива класса · Повышение уровня самостоятельности и самоопределения · Повышение уровня культуры, физического и духовно-нравственного развития учащихся · Формирование у детей ответственности за свое здоровье Критерии оценки результатов программы воспитания и социализации обучающихся: · уровень воспитанности учащихся; · уровень успеваемости и качества знаний; · нравственная направленность личности; · Уровень сформированности классного коллектива · Уровень вовлеченности обучающихся в творческую деятельность, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах. · Уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса Способы отслеживания результатов воспитательной деятельности : · Педагогическое наблюдение · Опрос · Анкетирование · Диагностика · Тестирование · Оформление фоторепортажа « Это – мы» (итоги года). Формы подведения итогов реализации программы: · Мониторинг достижений · Выставка поделок учащихся «Наше творчество» · Сочинение «Чему я научился за этот год» · Портфолио обучающихся · Презентация класса «Это мы!» · Стенгазета «Наша жизнь» · Вечер «Прощай, 2 класс» Основные программные мероприятия по направлениям Направление «Я - культурный человек» Девиз: Береги платье снова, а честь смолоду Виды деятельности: Совершенствоание умений самостоятельно добывать знания, проявлять творческий потенциал. Углубление представлений о базовых нравственных ценностях Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий нравственной направленности Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы, Овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, заботе о животных, природе Знакомство с различными профессиями, в том числе и профессиями своих родителей Творческое применение знаний Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома Приобретение первоначальных умений самооценки Формы занятий: благотворительные акции, конкурсы. олимпиады, интеллектуальные игры, беседы, классные часы, праздники, обсуждение поступков и поведения разных людей, ролевые игры, беседы, конкурс рисунков Ожидаемые результаты: Участвуют в различных конкурсах, интеллектуальных играх Знают правил поведения в школе и общественных местах и соблюдают их. Умеют анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Участвуют в разных благотворительных акциях Почтительно относятся к родителям, уважительно относятся к старшим, заботливо -к младшим Умеют ценить свои и чужой труд Бережно относятся к школьному имуществу, личным вещам Формы и способы определения результатов: диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой, изучение самооценки личности младшего школьника, портфолио обучающихся, анкетирование , анализ результатов участия в олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах, анализ результатов участиях в разных акциях. Направление «Я - гражданин России» Девиз: Будь сыном не только своего отца, но и сыном своего Отечества Виды деятельности: Знакомство с героическими страницами истории России Знакомство с важнейшими событиями в истории страны Знакомство с историей и культурой родного края Подготовка и проведение мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов, спортивных соревнований Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, правами и обязанностями школьника Освоение норм и правил в жизни класса и школы Участие в работе органов классного самоуправления Формы занятий: Беседа, чтение книг, классный час, смотр строя и песни, экскурсия, спортивное мероприятие, творческий конкурс, обсуждение Ожидаемые результаты: Формируется ценностное отношение к своей малой Родине, России, патриотам Родины Реализуют патриотическую позицию Получают начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища Получают первоначальный опыт самоуправления Формы и способы определения результатов: Участие в районных и республиканских конкурсах , конкурс сочинений, тест «Знаю ли я свои права и обязанности», участие в самоуправлении класса Направление «Я - здоровый человек» Девиз: Здоровому все здорово Виды деятельности: Участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья. Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки. Получение гигиенических навыков (чистота и опрятность одежды, тела), навыков экологически грамотного питания. Поддержание чистоты и порядка на своем рабочем месте, в помещениях. Формы занятий: внеурочные занятия, уроки физкультуры, спортивные соревнования, встречи м медработниками, физкультминутки, прогулки, спортивные игры Ожидаемые результаты: Знают о взаимной обусловленности физического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; Знают о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека Бережно относятся к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; Хорошо развиты гигиенические навыки и навыки соблюдения порядка на рабочем месте Формы и способы определения результатов: Учет посещаемости спортивных секций, учет результатов участия в разных спортивных соревнованиях, анкетирование План-график реализации программы Тематическое планирование мероприятий Сентябрь
Работа с родителями
Классные родительские собрания 1 класс
2 класс
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС Задачи воспитания: · развитие и удовлетворение творческих интересов и потребностей обучающихся; · включение обучающихся в деятельность, где есть условия для самовыражения и самоутверждения личности. Еженедельно проводится 8 внеурочных занятий ( кружков, секций, клубов) в рамках ФГОС: 1 «Волшебный карандаш»- в понедельник 2 «Геометрия вокруг нас», «Юный информатик»- во втроник 3. «Земля -наш дом», «Танцевальный кружок»- в среду 4. «Планета здоровья «- в четверг 5. «Как хорошо уметь читать»-в пятницу 6. «Истоки»- в пятницу Ресурсное обеспечение программы Нормативно – правовая база (положение о мониторинге, план воспитательной работы на год, положение об ученическом самоуправлении). Финансирование программы (финансирование за счёт бюджетных и внебюджетных средств). Информационно – методическое (информационные стенды, сайт школы, пресс-центр (газета «МиГ», радио «Гранд – FM»). Кадровое (подготовка педагогов, связанная с освоением новых воспитательных технологий, ориентированных на педагогику адаптивной школы): · Педагогический коллектив учителей-предметников; · Педагоги дополнительного образования; · Классные руководители; · Медперсонал школы; · Социальные педагоги; · Педагоги-психологи; · Педагоги-организаторы. Материально-техническая база ИКТ, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь, денежные средства, элементы для декорирования зала, грамоты, сувениры для награждений, садовый инвентарь, саженцы, дневники наблюдений. Использованная литература 1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», М.: «Просвещение» 1988 г. 2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания в 1-11 классах», М.Вербум-М, 2001 год. 3. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-2 классы». М.: «ВАКО» 2004 год. 4. Кузнецова Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника». М.: «Просвещение» 1988 год. 5. Журнал «Классный руководитель» №4, 2001; №1 1999 год. 6. Журнал «Начальная школа» №1-2 2001 г, №4, 6, 9 2002 г, №2 2003 г, №2,4 2004 г. 7. Максимова В.И. «Теоретические основы и методика воспитания младших школьников», М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006 г. |