Свойства нитей

 

 

элементы материаловедения

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свойства нитей основы и утка.

Способы их определения в тканях.

Отделка тканей.

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

Образовательная:

§  Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении.

§  Сформировать представления о ткани как о двух системах нитей.

§  Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны.

Воспитательная:

§  Нравственное воспитание девочек.

§  Ориентировать детей на традиционные духовные ценности.

§  Воспитание уважения к труду старших поколений.

§  Приобщение к народной культуре.

§  Обучение традиционному рукоделию («кукла – скрутка»)

Развивающая:

§  Развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти.

§  Развитие навыков аккуратности.

 

Межпредметные связи:

 

§  История: «Первые волокна», «Старинная прялка»

§  Химия: «Классификация волокон», «Отделка волокон»

§  Литература: «Сказки»

§  География: «Родина  растительных волокон»

§  Биология: «Растительные волокна»

 

Наглядные пособия:

 

§  Слайды «Прялки», «Пряхи». «Хлопок», «Лён».

§  Ткацкий станок (игрушечный)

§  Волокна: вата, пакля, джут.

§  Пряжа, нити из тканей.

§  Образцы тканей:

                          -полотняное переплетение;

                          -лицевая и изнаночная стороны;

                          -ткани с кромкой;

                          -ткани по способу окраски;

                          -виды рисунка на ткани

 

Структура урока:

 

§  Организационный момент, постановка целей.

§  Лекция, сопровождаемая показом слайдов.

§  Работа с раздаточным материалом.

§  Выполнение практической работы.   

§  Домашнее задание. Итог урока.


 В результате работы на этом уроке учащиеся приобретают:

 

Знания:

§  Виды растительных волокон.

§  Понятия о прядении, ткачестве и отделке тканей.

§  Знать и называть растительные волокна.

§  Свойства нитей основы.

§  Знать способы окраски ткани.

§  Виды рисунков на тканях.

§  Свойства лицевой и изнаночной сторон ткани.

§  Полотняное переплетение.

§  Куклы – обереги  - один из видов традиционных народных промыслов. 

§  Знать ручные швы (вперёд иголку).

§  Знать правила безопасной работы.

 

 

Умения:

§  Находить среди образцов ткани с полотняным переплетением нитей.

§  Определять кромку.

§  Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

§  Различать ткани по способу окраски.

§  Определять направление нитей основы.

§  Выполнять шов «вперёд иголку».

§  Подбирать ткань для изготовления тряпичной куклы.

§  Изготавливать куклу – скрутку (закрутку).

 

Навыки:

§  Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием имеющихся инструментов и приспособлений.